Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Востребованы мобильные и предприимчивые люди, обладающие нелинейным мышлением, легко адаптирующиеся к постоянно изменяющимся условиям. Таким образом, существует необходимость научить школьников целеполаганию и проектированию деятельности, самостоятельности и ответственности за принятые решения.
Внедрение и реализация ФГОС нового поколения определяют новый социальный заказ к системе образования. Стандарт ООО устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Наиболее эффективной формой профессионального самоопределения для старших подростков являются профессиональные пробы и социальные
практики.
С 2015 года в Доме детского творчества п. Унъюган реализуется дополнительная общеобразовательная программа профессиональных проб «ПРОФИ» для детей 13-15 лет.
Используются разнообразные формы профориентации:
Основной компонент профессионального самоопределения – это профессиональная проба. Качественное проведение профессиональных проб – это 70% практики в условиях, приближенных к производству. Чтобы помочь ребятам попробовать себя в профессии, Дом детского творчества п. Унъюган предложил учащимся поучаствовать в профессиональных пробах. «Меню» профессиональных проб составляется с учетом того, что курсы призваны обеспечить вариативность, индивидуализацию и актуализацию учения.
С предприятиями заключены соглашения, с профессионалами, которые помогают учащимся осваивать азы профессии, проводятся беседы, разрабатываются программы обучения, оказывается помощь в подготовке занятия.
В течение учебного года ребята осваивают азы профессий фотографа, предпринимателя, психолога и программиста, флориста и парикмахера.
Обучающиеся не только постигают основы профессии, но и учатся деловому общению, трудовой дисциплине, познаванию себя.
Курсы профпроб проводятся во внеурочное время. Показателями, по которым проверяется изменение уровня готовности школьников к выбору профессии отрасли, в рамках которых осуществлялись профессиональные пробы, являются следующие: приращение представлений и опыта деятельности в конкретной отрасли; динамика изменения самооценки учащихся до выполнения пробы и после нее; адекватность самооценки; совпадение с оценкой внешних респондентов (преподавателя или мастера, одноклассников и др.); изменение мотивации школьников по их отношению к профессии, к деятельности, в рамках которой выполнялась проба; принятие решения о дальнейших планах, связанных с выбором профессии.
Каждый ученик оставил свои отзывы о практике:
Будущие предприниматели, написали: «Я с интересом и любопытством посещала эти курсы». «Мы научились составлять бизнес-план и знаем, как можно открыть своё дело»
«Я узнала, как правильно фотографировать. Мне всё понравилось».
А обучающийся, проходивший курс «Оператор вычислительных и электронно-вычислительных машин», пишет, что 15 интересных занятий это мало, и оставил пожелание: увеличить их количество.
Ученица, которая проходила практику по программе «Практическая психология для подростков», так написала в анкете: «Надо, чтобы у детей рос интерес к этой профессии, так как знания по психологии пригодятся для понимания человека. И о себе я узнала много интересного. И вообще, всё было прекрасно. Желаю, чтобы всё так и осталось, как было».
Обобщая, отметим, что профессиональные пробы помогают школе в решении задач личностного становления и профессионального самоопределения обучающихся.
Предложение: полномочия по организации профессиональных проб для поселений, а значит, и по составлению практико-ориентированных программ, передать центрам дополнительного образования.
В конце года обязательно проводится итоговое мероприятия, на котором ребята представляют в интересных формах свои умения, полученные в ходе профессиональных проб.
В плане профессионального самоопределения старшеклассников остаётся главная задача, вернее, выполнение цели профориентационной работы – сформировать у каждого выпускника школы обоснованный профессиональный план и траекторию дальнейшего профессионального обучения
В целом необходим переход к созданию профориентационных проектов с привлечением социальных партнеров - градообразующих предприятий, индивидуальных предпринимателей, общественных организаций.
.
Этот веб-сайт использует файлы cookie для повышения удобства работы с веб-сайтом. Переход по ссылке на наш веб-сайт или работа на веб-сайте подразумевают согласие со сбором данных посредством файлов cookie.