1.4. Содержание Программ ориентировано на:
2.1 Структура Программы включает комплекс основных характеристик и комплекс организационно-педагогических условий.
Краткая структура Программы:
1. Титульный лист
I. Основные характеристики Программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
II. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации и педагогического контроля
2.4.Методическое обеспечение
2.5. Кадровое обеспечение
2.6. Воспитательная работа
2.7. Система работы с родителями
III. Список литературы
IV. Приложения
2.2. Подробная структура Программы
Титульный лист – первая страница, предваряющая текст Программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, дата и № протокола малого педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации; гриф утверждения Программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название Программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов), составителей Программы, населенный пункт и год ее разработки) (Приложение 1).
1.1 Пояснительная записка раскрывает общие характеристики Программы:
1.2 Цель и задачи программы
Цель (должна отражать предполагаемый результат) - это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по Программе; формулируется с учетом содержания Программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна;
Задачи - это конкретные результаты реализации программы; должны быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: научить, привить, развить, сформировать, воспитать. Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми результатами.
При формулировании задач можно воспользоваться любой типологией, в рамках направленности программы.
Цель и задачи должны соотноситься с планируемыми результатами.
1.3 Содержание программы
Учебно-тематический план программы содержит (данный раздел рекомендуется представлять в табличной форме):
Содержание программы отражается через краткое описание разделов и тем с указанием основных понятий, терминов, которые должны усвоить учащиеся, в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей.
В «Теории» телеграфным стилем (в именительном падеже) перечисляются основные теоретические вопросы, которые раскрывают тему (без методики), называются изучаемые ключевые понятия, факты, идеи. В «Практике» описывается практическая деятельность учащихся.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Метапредметные результаты - универсальные способы деятельности учащегося, приобретаемые в процессе освоения Программы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
Предметные результаты — усвоение знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, приобретаемые учащимися в процессе освоения Программы.
Формулируются с учетом цели, задач обучения, развития и воспитания, уровня освоения программы и содержания.
II. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1 Календарный учебный график - составная часть общеобразовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, продолжительность каникул, режим занятий.
Календарный учебный график составляется с учетом проведения во время каникулярного времени фестивалей, концертов, экспедиций, поездок, походов, профильных лагерей, школ др.
В период летних каникул могут быть реализованы краткосрочные программы (модули) с переменным составом учащихся.
2.2 Условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы (в расчете на количество учащихся):
– помещения, оборудование, приборы, приспособления, инструменты, материалы, информационные, методические и иные ресурсы; кадровое обеспечение.
Рекомендуется внести в Программу (при наличии):
2.3 Формы аттестации и педагогического контроля разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи программы, перечисляются согласно учебно-тематическому плану.
Педагогический контроль и оценка образовательных результатов учащихся по Программе носит вариативный характер. Оценочные материалы — краткое описание диагностических методик и материалов, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. Необходимо указать сроки и формы проведения контроля, формы фиксации и предъявления результатов.
Инструменты оценки достижений учащихся способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностируют мотивацию достижений личности.
В зависимости от направленности программы формами контроля могут быть следующие: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и учащимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, творческий показ, спектакль, семинар, конференция, зачет, контрольная работа, выставка, конкурс, фестиваль, концерт, соревнование, сдача нормативов, презентация проектов, анализ участия коллектива и каждого учащегося в мероприятиях и др.
Возможные формы фиксации результатов:
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе возможно проводить: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся при поступлении в объединение или осваивающих программу 2-го и последующих лет обучения, ранее не занимающихся по данной Программе.
Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.
Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися Программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения.
Промежуточная аттестация – это оценка качества обученности учащихся по Программе по итогам окончания учебного года (при сроке реализации Программы более одного года).
Итоговая аттестация - это оценка качества обученности учащихся по завершению обучения всего периода обучения по Программе.
Цель аттестации: выявление уровня развития способностей и личностных качеств учащегося, их соответствие прогнозируемым результатам Программы на данном этапе обучения.
Задачи аттестации:
Форма проведения аттестации:
Формы и содержание, сроки промежуточной аттестации определяются педагогом на основании содержания рабочей программы, рассматриваются на заседании методического объединения.
Рекомендуется внести в Программу (при наличии):
2.4 Методическое обеспечение
Раздел представляет краткое описание методики работы по Программе в соответствии с направленностью её содержания и индивидуальными особенностями учащихся и включает в себя:
2.5 Кадровое обеспечение описание требований к педагогическому специалисту.
2.6 Воспитательная работа
Описание воспитательной работы, включающей воспитательные аспекты содержания Программы в течение обучения, а так же массовую работу с учащимися, взаимодействия с другими коллективами, направленные на формирование разностороннего развития, воспитания личности учащегося.
2.7. Система работы с родителями - система массовых мероприятий с семьями воспитанников, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся направленных на:
III. Список литературы - включает перечень основной и дополнительной литературы (учебные пособия, сборники упражнений (контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов), справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса - педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам. Список литературы оформляется по ГОСТ Р 7.0.100–2018.
IV. Приложения (при наличии).
5. Контроль и ответственность
6. Технические требования к оформлению Программы
6.1 Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman, 14 кегль, 1,15 межстрочный интервал, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, на бумаге формата А4 (210x297 мм). Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм.
6.2 Текст набирается единым шрифтом. Для оформления внутри текста можно использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся. Переносы внутри текста не ставятся.
6.3 Каждый раздел оформляется с новой страницы.
6.4 Стиль программы официально – деловой.
6.5 Страницы нумеруются последовательно, начиная с 2-й страницы, т. е. после титульного листа, далее последовательная нумерация всех листов. Номер страницы располагается в нижнем правом углу.
6.6 Заголовки набираются полужирным шрифтом, выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал.
Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.
Заголовок отделяется от предыдущего текста - одним интервалом, если есть подзаголовок - двумя. (1. Наименование подзаголовка первого уровня; 1.1. Наименование подзаголовка второго уровня).
6.7 Таблицы вставляются непосредственно в текст.
6.8 Оформление таблиц: каждая таблица должна быть пронумерована и иметь заголовок; номер таблицы и заголовок размещаются над таблицей; номер оформляется как «Таблица 1», шрифт — Times New Roman, курсив, размер — 12, положение текста на странице по правому краю; заголовок размещается на следующей строке, шрифт — Times New Roman, размер — 12, положение текста на странице по центру через один межстрочный интервал.
Номер объекта и заголовок размещаются под объектом. Номер оформляется как «Рисунок 1», шрифт — Times New Roman, курсив, размер — 10, положение текста на странице по левому краю. Далее следует название — шрифт-Times New Roman, размер — 10.
шрифта — 14, полужирный, положение по левому краю страницы. Список литературы оформляется как общий список без нумерации по алфавиту.
Нормативно-правовые основы проектирования дополнительных общеобразовательных программ
|
Нормативные акты |
Основные характеристики программ |
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273) (ст. 2, ст.12, ст. 75) |
Порядок проектирования |
Федеральный закон № 273-Ф3 (ст. 12, ст. 47, ст. 75). |
Условия реализации |
Федеральный закон №273-Ф3 (п. 1,2,3,9 ст. 13; п.1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст.ЗЗ, ст.34, ст.75), СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41); |
Содержание программ |
Федеральный закон №273-ФЗ (п.9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст.12; п. 1 , п. 4 ст. 75), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным ДОПм»; Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р |
Организация образовательного процесса |
Федеральный закон №273-Ф3 (ст.15, ст16, ст.17; ст.75) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным ДОПм»; СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41); Приказ министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» |
Этот веб-сайт использует файлы cookie для повышения удобства работы с веб-сайтом. Переход по ссылке на наш веб-сайт или работа на веб-сайте подразумевают согласие со сбором данных посредством файлов cookie.