ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Югорские тайны» |
Направленность |
Художественная |
Классификация |
По функциональному предназначению – учебно-познавательная, общеразвивающая; по форме организации – групповая; по времени реализации – краткосрочная; по возрастным особенностям – разновозрастная. |
Составитель программы |
Ревякина Евгения Николаевна, педагог дополнительного образования |
Учредитель |
Управление образования и молодежной политики администрации Октябрьского района |
Название учреждения |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Унъюган |
Адрес учреждения
|
628128, ХМАО–Югра, Октябрьский район, п. Унъюган, ул. Школьная, д. 15 |
География |
Октябрьский район п. Унъюган |
Целевая группа
|
Наполняемость: 10-15 человек Возраст: 10-14 лет |
Обоснование для разработки программы
|
|
Цели программы
|
Создать социокультурный опыт присоединения к истокам духовности и нравственности культуры обских угров через декоративно-прикладное творчество |
Задачи программы
|
Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
|
Ожидаемые результаты
|
В результате изучения программы учащиеся будут:
|
Кадровое обеспечение |
Педагог дополнительного образования, соответствующий требованиям профессионального стандарта |
Формы обучения |
Очная |
Срок реализации |
2 года |
Режим занятий |
2 учебных часа в неделю: 2 раза по 1 учебному часу, продолжительность учебного часа – 40 минут |
Искусство любого народа отражает мировосприятие и духовное видение окружающего его мира. Народное искусство — явление целостное, т.к. основой его является жизнь и быт людей, их трудовая деятельность, обряды и праздники. Результаты художественно-творческой деятельности народа отражают его жизнь, мировоззрение, идеалы, поэтому в произведениях народного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения.
Народное искусство может служить эффективным средством воспитания и обучения детей, если оно тесно связано с образами родной природы, с отражением жизненного уклада народа, с его национальной культурой. Декоративно-прикладное искусство обских угров, в котором отражается окружающая природа, жизнь, быт, культура, является богатым источником для формирования различных сторон личности учащихся и их творческих способностей.
Актуальность программы
Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие национально-регионального образования. Рост национального самосознания народов Российской Федерации, повышение роли регионов в решении экономических, социальных и политических вопросов выдвинули перед отечественной педагогической наукой и практикой проблему поиска средств развития этнокультурных потребностей граждан России в образовании и воспитании подрастающего поколения в духе уважения и любви к родной культуре.
Для нашего региона проблема изучения национальной культуры малочисленных народов Севера, в частности обских угров, является современной и актуальной. Изучение национальной культуры обских угров позволит прививать уважение к другой культуре.
Важным и целесообразным является введение в учебный процесс углубленного изучения особенностей народного промысла и декоративно-прикладного искусства той местности, в условиях которой проживают учащиеся, а также разработка методики преподавания с учетом особенностей региона.
Большие возможности разрешения проблемы приобщения к национальной культуре обских угров содержит дополнительное образование. Поэтому необходимо так организовать учебно-воспитательную деятельность на занятиях, чтобы она давала как можно больше информации, знаний о жизни и быте коренных жителей, способствовала развитию художественно-творческих способностей учащихся, формировала интерес к национальной культуре.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Югорские тайны» (далее – программа) разработана на основе:
Адресат программы – дети 10-14 лет.
В 10-14 лет дети стремятся освободиться от родительской опеки. Большую роль играет группа сверстников. Поэтому очень важно создать благоприятные условия в кружке для общения детей друг с другом.
В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития совершенствуется самоконтроль деятельности. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
В этот период у подростков наблюдается такой тип поведенческих реакций, как «реакция увлечения», т.е. увлечение захватывает ребенка целиком, мешая учебе, общению. Для подростков также характерна «реакция компенсации», когда у ребенка неудачи в одной сфере деятельности, он попытается реализовать себя в другой. Очень важна для него оценка группы. Руководителю в этом случае также необходимо поощрять ребенка за его успехи. Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом случае, так и в теоретическом необходимо поощрять ребенка.
Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы.
Условия формирования учебных групп
Количество учащихся в учебной группе составляет 10-15 человек. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.
На основании успешного прохождения собеседования допускается:
Объем программы
Продолжительность учебного года – 36 учебных недель.
Таблица 1
Год обучения |
Объем образовательной нагрузки, ч. (33 учебные недели) |
||
недельная |
годовая |
за весь период обучения |
|
1 |
2 |
66 |
66 |
2 |
2 |
66 |
132 |
Май текущего учебного года - 3 учебные недели – резервное время, отведенное для 100 % реализации программы в случаях совпадения дней занятий с праздничными днями, отсутствия замены педагога, находящегося на больничном режиме, командировке, отпуске и т.д.
При своевременном исполнении программы резервное время используется педагогом для проведения дополнительных занятий, подготовки к промежуточной или итоговой аттестации учащихся. На данный период составляется дополнительное планирование, которое является неотъемлемой частью рабочей программы текущего учебного года.
Формы организации образовательного процесса
В процессе занятий используются различные формы организации образовательного процесса:
Основной формой учебной работы является занятие.
Этапы работы на занятии:
Основное место на занятиях отводится практической работе. Важную роль на каждом занятиях имеет инструктаж:
Форма обучения: очная.
Формы проведения занятий: групповые.
Срок освоения программы: 2 года.
Режим занятий: 2 учебных часа в неделю: 2 раза по 1 учебному часу, продолжительность учебного часа – 40 минут.
Цель: создать социокультурный опыт присоединения к истокам духовности и нравственности культуры обских угров через декоративно-прикладное творчество.
Задачи:
- обучающие:
- воспитательные:
- развивающие:
Таблица 2
№ |
Название раздела |
Теория |
Практика |
Всего |
1. |
Введение |
2 |
- |
2 |
2. |
Макетирование |
2 |
12 |
14 |
3. |
Авторская кукла |
2 |
12 |
14 |
4. |
Лепка |
2 |
8 |
10 |
5. |
Работа с тканью, кожей, мехом, бисером |
4 |
12 |
16 |
6. |
Работа с бумагой |
2 |
8 |
10 |
|
Итого: |
14 |
52 |
66 |
Раздел 1. Введение - 2 часа
План работы на учебный год. Древние корни народного художественного творчества. Специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Правила безопасности труда и личной гигиены. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. Макетирование - 14 часов
Общие сведения об обских уграх. Культура быта народа, культура человеческих отношений. Форма жилища северных народов. Решение задач пропорциональности. Дом как модель мира. Сбор природных материалов.
Работа над творческой идеей композиции. Изготовление макетов жилища обских угров, орудия охоты и рыбалки, посуды и т.д.
Раздел 3. Авторская кукла – 14 часов
Народная кукла обских угров. Роль и значение народной куклы в жизни детей обских угров. Народная одежда, ее зависимость от национальных традиций. Национальный костюм, цвет и магические (охранительные знаки). Изучение особенностей зимней и летней одежды, разделение одежды по назначению. Изготовление авторской куклы в национальной одежде обских угров.
Раздел 4. Лепка – 10 часов
Орнамент как основа декоративного украшения. Основные мотивы орнамента, смысловая значимость. Математическая основа орнамента. Ансамблевость как отличительное качество народного творчества. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов обских угров. Изготовление сувениров-подвесок в этностиле. Знакомство с техникой изготовления изделий из пластилина.
Раздел 5. Работа с тканью, кожей, мехом, бисером – 16 часов
Предметы декоративно-прикладного творчества обских угров. Национальный орнамент, символика. Изготовление хантыйской игольницы «Намт», оберега «Пупок».
Раздел 6. Работа с бумагой - 10 часов
Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Национальные праздники традиции и обычаи. Знакомство детей с бумагапластикой. Изготовление национальной игрушки «Олень».
1 год обучения
Таблица 3
№ |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Элементы обязательного минимума |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата план |
Дата факт |
|
I. 1 |
Введение в программу. Техника безопасности |
1 |
План занятий на год. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ |
Знать: - технику безопасности при работе; - санитарно-гигиенические правила |
|
|
|
2 |
Древние корни народного художественного творчества. Специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства |
1 |
Знакомство с народным творчеством народов севера. Образно-символический язык |
Знать: - какие народы проживают на территории нашего региона; - что представляет собой творчество народов севера |
|
|
|
|
|||||||
3-5 |
Общие сведения об обских уграх. Культура быта народа, культура человеческих отношений |
3 |
Знакомство с обскими уграми, с культурой быта народа, человеческими отношения. Презентация |
Знать кто такие обские угры, культуру быта, что означает слово угры? |
|
|
|
6-8 |
Форма жилища северных народов. Решение задач пропорциональности. Дом как модель мира |
3 |
Знакомство с жилищем северного народа. Своеобразие жилища |
Знать название жилище - чум, пропорциональность, почему строили такие жилища |
|
|
|
9-11 |
Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции |
3 |
Заготовка материала для строительства жилища |
Знать из чего строили жилища, какой взять материал, для постройки макета жилища |
|
|
|
12-16 |
Изготовление макетов жилища обских угров, орудия охоты и рыбалки, посуды и т.д. |
5 |
Последовательность построение макета |
Уметь построить макет |
|
|
|
|
|||||||
17-19 |
Народная кукла обских угров. Роль и значение народной куклы в жизни детей обских угров |
3 |
Знакомство с народной куклой. Значение куклы в жизни детей. Презентация |
Знать что такое народная кукла |
|
|
|
20-22 |
Народная одежда, ее зависимость от национальных традиций. Национальный костюм, цвет и магические (охранительные знаки) |
3 |
Знакомство с национальной одеждой, со знаками, цветом. Презентация |
Знать понятия национальная одежда, знаки |
|
|
|
23-25 |
Изучение особенностей зимней и летней одежды, разделение одежды по назначению |
3 |
Знакомство с особенностью зимней и летней одежды |
Знать какая одежда зимняя, какая летняя |
|
|
|
26-30 |
Изготовление авторской куклы в национальной одежде обских угров. |
5 |
Знакомство с последовательностью изготовления куклы |
Уметь подбирать материал для изготовления куклы. Изготовление куклы |
|
|
|
IV. Лепка - 10 часов |
|||||||
31-32 |
Орнамент как основа декоративного украшения |
2 |
Знакомство с орнаментом. Презентация. Просмотр изделий |
Знать что такое орнамент. Какими орнаментами чаще всего украшают одежду |
|
|
|
33-34 |
Основные мотивы орнамента, смысловая значимость. Математическая основа орнамента |
2 |
Смысловое значение орнамента |
Знать математическую основу |
|
|
|
35-36 |
Ансамблевость как отличительное качество народного творчества |
2 |
Знакомство с ансамблевостью |
Знать что такое ансамблевость |
|
|
|
37-38 |
Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов обских угров |
2 |
Знакомство с различием русского национального орнамента с орнаментом обских угров |
Уметь нарисовать орнаменты русский национальный и обский |
|
|
|
39-40 |
Изготовление сувениров-подвесок в этностиле. Знакомство с техникой изготовления изделий из пластилина |
2 |
Знакомство с изделиями из пластилина |
Уметь сделать подвеску с орнаментом из пластилина |
|
|
|
V. Работа с тканью, кожей, мехом, бисером - 16 часов |
|||||||
41-44 |
Предметы декоративно-прикладного творчества обских угров |
4 |
Знакомство с декоративно-прикладным творчеством обских угров |
Знать какие видами декоративно-прикладного творчества занимаются северные народы: вышивка бисером, и т.д. |
|
|
|
45-48 |
Национальный орнамент, символика |
4 |
Орнамент на ткани. |
Уметь нарисовать орнамент и перенести на ткань |
|
|
|
49-52 |
Изготовление хантыйской игольницы «Намт» |
4 |
Последовательность изготовления игольницы |
Уметь изготавливать игольницу, оберег |
|
|
|
53-56 |
Изготовление оберега «Пупок» |
4 |
Последовательность изготовления оберега |
|
|
||
VI. Работа с бумагой - 10 часов |
|||||||
57 |
Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства |
1 |
Знакомство с древними образами в произведениях народного искусства. Презентация |
Знать сказки северного народа |
|
|
|
58-59 |
Национальные праздники традиции и обычаи |
2 |
Знакомство с национальными праздниками, традициями. Презентация |
Знать традиции и обычаи |
|
|
|
60-62 |
Знакомство детей с бумагопластикой |
3 |
Знакомство обучающихся с изделия из бумаги |
Уметь изготавливать маски животных |
|
|
|
63-66 |
Изготовление национальной игрушки «Олень» |
4 |
Последовательность изготовления игрушки «Олень» |
Уметь изготавливать игрушку Олень |
|
|
|
|
Итого: |
66 |
|
|
|
|
|
Таблица 4
№ |
Название раздела |
Теория |
Практика |
Всего |
1. |
Введение |
1 |
1 |
2 |
2. |
«Родина - земля предков» |
2 |
6 |
8 |
3. |
Устное народное творчество народов ханты и манси |
2 |
8 |
10 |
4. |
Культура народов Югры |
10 |
20 |
30 |
5. |
Традиции семьи и традиции народов |
2 |
6 |
8 |
6. |
Творческий проект |
2 |
4 |
6 |
7. |
Итоговое занятие |
- |
2 |
2 |
|
Итого: |
14 |
52 |
66 |
Раздел 1. Введение - 2 часа
План работы на учебный год. Знакомство с различными видами народных промыслов и ремёсел обско-угорских народов. Показ лучших изделий. Правила безопасности труда и личной гигиены на занятиях. Содержание рабочего места в порядке. Практическая работа: Творческая работа (зарисовка эскиза понравившегося изделия).
Раздел 2. «Родина - земля предков» - 8 часов
В краю родном, где отчий дом. «Краски осеннего леса». Экскурсия в лес. Изготовление панно из осенних листьев. «Осенний пейзаж» (рисование – набрызг). Изготовление бус из ягод рябины. Рисование на тему «Моя земля». Я – один из рода: знакомство и понятиями «род», «народ», «человечество». Итоговое занятие. Игра-викторина. «Мы народы Югры в мировой истории и культуре».
Раздел 3. Устное народное творчество народов ханты и манси – 10 часов
Художественные особенности хантыйского фольклора и бытование загадок в традиционной культуре. Лаконичность загадок, их меткость, образность, отражение быта, обычаев, традиционных предметов, хозяйственную деятельность, орудия труда и промысла, явления природы, окружающую среду, животный и растительный мир. Сходство сказок Севера с русским и европейскими народными сказками. Отражение верования коренных жителей северного края. Отзвуки сказаний, легенд в сказках народа ханты. Нина Зинченко. Изобразительный характер формул волшебной сказки, фантастика в волшебной сказке. Особенности сюжета. Народная мораль в характере и поступках героев. Григорий Лазарев. Сказки о животных. Народные представления о справедливости, добре и зле в национальных сказках о животных. Вариативность народных сказок. Сказочные формулы. Составление сказки в программе Word. Изготовление масок животных из бумаги.
Раздел 4. Культура народов Югры - 30 часов
Декоративно-прикладное искусство хантов. Формы, способы и материалы изготовления предметов быта, утвари, одежды и т.д. Знакомство с внутренним убранством хантыйского жилища. Функциональное значение вещей. Материал изготовления. Знакомство с орнаментальным искусством обских угров, семантикой, назначением, названиями орнаментов. Линейный орнамент. Рисование на бумаге в клетку. Аппликация. Орнамент «Розетка». Зарисовка орнаментов. «Укрась куженьку, коробочку, короб» (творческая работа). Знакомство с национальной хантыйской одеждой, материалом ее изготовления, способами ее украшения. Знакомство с национальными чертами внешности народа. Связь национальной одежды с особенностями климата, среды и традиций. Эскиз хантыйской сумки. Бисероплетение. Знакомство с историей происхождения бисера, со свойствами. Сведения о бисере как о художественном материале, об организации рабочего места, назначении приспособлений при плетении бисером. Освоение приёмов плетения крестом. Изучение орнаментального искусства, рисование орнамента.
Практическая работа: изготовление кулона с орнаментом "чайка", "лягушка" усложнением плетения; изготовление налобного украшения. Роль женщины в области декоративно-прикладного искусства.
Вышивка бисером по сукну. Ознакомление с изделиями из сукна, вышивка бисером по сукну. Изучение орнамента в изделиях из сукна, оформление мехом. Отработка навыков выполнения различных швов. Практическая работа: изготовление подвески-оберега "Солнышко", изготовление заколки для волос.
Раздел 5. Традиции семьи и традиции народов - 8 часов
Традиционные национальные праздники. Знакомство с национальными праздниками ханты, традициями и обрядами, связанными с данными праздниками. Медвежий праздник. Знакомство с национальными праздниками ханты, традициями и обрядами, связанными с данными праздниками. Представление об окружающем мире. Знакомство с традициями, обрядами и обычаями в хантыйской культуре. Знакомство с новой техникой – гравюра на картоне. Роль шамана в сохранении и передаче опыта. Знакомство с традициями, обрядами и обычаями в хантыйской культуре. Имя в представлении угорских народов (составление проектов). Легенды о происхождении имён и фамилий (творческая работа).
Раздел 6. Творческий проект - 6 часов
Основные этапы проекта. Разработка проекта. Защита проекта.
Раздел 7. Итоговое занятие – 2 часа
Подведение итогов обучения, презентация своих работ, самоанализ.
1.3.6. Календарный учебный график
2 год обучения
Таблица 5
№ |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Элементы обязательного минимума |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата план |
Дата факт |
|
I. 1-2
|
Введение в программу. Техника безопасности. Знакомство с различными видами народных промыслов и ремёсел обско-угорских народов. Показ лучших изделий |
2 |
План занятий на год. Правила безопасности труда и личной гигиены на занятиях. Содержание рабочего места в порядке. Знакомство видами народных промыслов и ремёсел обско-угорских народов |
Знать: - технику безопасности при работе; -санитарно-гигиенические правила; - какие виды народных промыслов и ремесел обско-угорских народов Практическая работа. Зарисовка эскиза понравившегося изделия) |
|
|
|
II. «Родина - земля предков» - 8 часов |
|||||||
3-4 |
В краю родном, где отчий дом. «Краски осеннего леса» |
2 |
Знакомство с понятиями «Отчий дом». Экскурсия в лес |
Знать что такое «отчий дом»
|
|
|
|
5-6 |
«Осенний пейзаж»
|
2 |
Сбор природных материалов. Изготовление панно из осенних листьев Изготовление бус из ягод рябины |
Уметь: - составлять композицию из засушенных листьев; - работать я ягодами рябины |
|
|
|
7-8 |
«Моя земля». Я – один из рода» |
2 |
Знакомство и понятиями «род», «народ», «человечество» |
Знать понятия «род», «народ», «человечество». Нарисовать портрет своей семьи |
|
|
|
9-10 |
Итоговое занятие. Игра-викторина. «Мы народы Югры в мировой истории и культуре» |
2 |
Знакомство с правилами игры-викторины |
Знать кто такие народы Югры? |
|
|
|
III. Устное народное творчество народов ханты и манси – 10 часов |
|||||||
11-14 |
Хантыйские загадки Средства художественной выразительности в загадках |
4 |
Художественные особенности хантыйского фольклора и бытование загадок в традиционной культуре. Лаконичность загадок, их меткость, образность, отражение быта, обычаев, традиционных предметов, хозяйственную деятельность, орудия труда и промысла, явления природы, окружающую среду, животный и растительный мир |
Уметь составлять загадки, основанные на личных впечатлениях ребенка. Загадки собственного сочинения Оформление буклета |
|
|
|
|
|
||||||
15-16 |
Галина Слинкина. Сказки земли Югорской |
2 |
Сходство сказок Севера с русским и европейскими народными сказками. Отражение верования коренных жителей северного края. Отзвуки сказаний, легенд в сказках народа ханты |
Уметь делать сопоставительный анализ хантыйской народной сказки «Шовырлэ» и русской народной сказки «Белая уточка» |
|
|
|
17-18 |
Григорий Лазарев. Сказки о животных |
2 |
Народные представления о справедливости, добре и зле в национальных сказках о животных. Вариативность народных сказок. Сказочные формулы |
Уметь анализировать сказку «Медведица-рыбачка», составлять рассказ о детстве и жизни первого хантыйского писателя |
|
|
|
19-20 |
«Я сочинил сказку!» |
2 |
Уметь составлять сказки в программе Word |
|
|
||
|
|||||||
21-22 |
Культура народов Югры |
2 |
Декоративно-прикладное искусство хантов. Формы, способы и материалы изготовления предметов быта, утвари, одежды и т.д. Беседа. Сюжетно-тематическая композиция - «Мы живем на севере» |
Уметь слушать и анализировать услышанное, рисовать по памяти, воображению |
|
|
|
23-26 |
Орнаменты в повседневной жизни. Составление орнамента |
4 |
Знакомство с орнаментальным искусством обских угров, семантикой, назначением, названиями орнаментов. Решение художественно-творческой задачи на повтор, вариации по мотивам хантыйских орнаментов |
Уметь составлять орнамент, выявляя его композиционную основу. Выполнение эскиза прямолинейного отображаемого орнамента в полосе (аппликация из цветной бумаги)
|
|
|
|
27-30 |
Традиционная одежда |
4 |
Знакомство с национальной хантыйской одеждой, материалом ее изготовления, способами ее украшения |
Уметь видеть и оценивать связь художественного образа вещи с практическим назначением. Выполнение эскиза и цветовая проработка элементов одежды |
|
|
|
31-34 |
Дети в национальном костюме |
4 |
Знакомство с национальными чертами внешности народа. Связь национальной одежды с особенностями климата, среды и традиций |
Уметь передавать взаимосвязь между такими понятиями, как форма вещи, ее назначение, материал и орнамент. Выполнение аппликации из цветной бумаги с проработкой мелких деталей фломастером |
|
|
|
35-38 |
Эскиз хантыйской сумки |
4 |
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством |
Выполнение аппликации из меха, ткани с использованием бисера, бус, ниток |
|
|
|
39-42 |
Бисероплетение. История бисера. Свойства бисера
|
4 |
Знакомство с историей происхождения бисера, со свойствами. Сведения о бисере как о художественном материале, об организации рабочего места, назначении приспособлений при плетении бисером |
Выполнение поделки из бисера |
|
|
|
43-44 |
Орнамент бисером. Плетение крестом |
2 |
Освоение приёмов плетения крестом. Изучение орнаментального искусства, рисование орнамента |
Знать основные приемы плетения, орнаментальное искусство. Уметь рисовать орнамент |
|
|
|
45-46 |
Технология и изготовление кулона с орнаментом "чайка" |
2 |
Знакомство с технологией и изготовление кулона с орнаментом "чайка" |
Изготовление кулона с орнаментом "чайка" (с усложнением плетения) |
|
|
|
47-48 |
Технология и изготовление налобного украшения |
2 |
Знакомство с технологией и изготовление налобного украшения |
Изготовление налобного украшения |
|
|
|
49-50 |
Вышивка бисером по сукну |
2 |
Ознакомление с изделиями из сукна, вышивка бисером по сукну. Изучение орнамента в изделиях из сукна, оформление мехом. Отработка навыков выполнения различных швов |
Изготовление подвески-оберега "Солнышко" |
|
|
|
|
|
||||||
V. Традиции семьи и традиции народов - 8 часов |
|||||||
51-52 |
Традиционные национальные праздники |
2 |
Знакомство с национальными праздниками ханты, традициями и обрядами, связанными с данными праздниками Беседа. Сюжетно-тематическая композиция |
Уметь самостоятельно выполнять композицию на основе сцен из жизни хантов |
|
|
|
53 |
Медвежий праздник |
1 |
|
|
|||
54 |
Представление об окружающем мире |
1 |
Знакомство с традициями, обрядами и обычаями в хантыйской культуре. Знакомство с новой техникой – гравюра на картоне. Беседа. Гравюра на картоне |
Уметь самостоятельно выполнять композицию на основе анализа произведений декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси |
|
|
|
55-56 |
Роль шамана в сохранении и передаче опыта |
2 |
Знакомство с традициями, обрядами и обычаями в хантыйской культуры |
Уметь сознательно выбирать средства выражения своего замысла для воздействия на чувства зрителя |
|
|
|
57-58 |
Имя в представлении угорских народов (исследовательская работа). Легенды о происхождении имён и фамилий (творческая работа) |
2 |
Знакомство с понятием «Имя». Знакомство с легендами о происхождении имен |
Уметь находить в литературе материал по теме, проводить исследование
|
|
|
|
VI. Творческий проект-– 6 часов |
|||||||
59-60 |
Основные этапы проекта |
2 |
Беседа о бытовых предметах и домашней утвари хантыйского народа, в которой хранились мелкие вещи |
Уметь работать с творческим проектом |
|
|
|
61-62 |
Разработка проекта |
2 |
Навыки в создании проекта |
Изготовление изделий. Разработка проекта. |
|
|
|
63-64 |
Защита проекта |
2 |
|
Уметь представлять свою работу |
|
|
|
VII. Итоговое занятие – 2 часа |
|||||||
65-66 |
Подведение итогов обучения, презентация своих работ, самоанализ |
2 |
Отношение учащихся к произведениям народного декоративно-прикладного искусства, понимание значения сохранности хантыйской культуры как исчезающей культуры малочисленных народов |
Уметь представлять, презентовать свои работы |
|
|
|
|
Итого: |
66 |
|
|
|
|
|
В результате изучения программы учащиеся будут:
Предметными результатами освоения учащимися являются:
- в познавательной сфере:
- в трудовой сфере:
- в мотивационной сфере:
- в физиолого-психологической сфере:
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
Метапредметными результатами являются:
реализации программы
Таблица 6
Наименование критерия |
Показания критерия |
Возрастная категория |
10-14 лет |
Календарная продолжительность учебного года, в том числе: |
01 сентября - 31 мая 36 недель |
1 полугодие |
01 сентября – 31 декабря 17 недель |
2 полугодие |
8-9 января – 3 апреля 15 недель
Резервное время 01 мая – 31 мая 3 недели |
Объем недельной образовательной нагрузки в часах, в том числе: |
2 учебных часа |
В 1 половину дня |
- |
Во 2 половину дня |
2 учебных часа |
Сроки проведения мониторинга реализации программы |
Декабрь, май текущего учебного года |
Летний период |
|
Календарная продолжительность летнего периода |
01 июня - 31 августа |
13 недель |
|
Объем недельной образовательной нагрузки в часах, в том числе: |
- |
В 1 половину дня |
- |
Во 2 половину дня |
- |
Праздничные дни |
|
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на учебную группу);
К – полный комплект (на каждого учащегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учащихся);
Г – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 учащихся).
Таблица 7
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
Количество |
Печатные пособия |
|
Наглядный материал: орнаменты обских угров, национальная одежда, изделия ДПИ, брошюры «Поэтапное выполнение…» (народной куклы, оленя, игольницы Намп и т.д.) |
Д |
Экранно – звуковые пособия |
|
Аудиотека с народными песнями обских угров |
Д |
Мультимедийное оборудование |
|
Персональный компьютер со звуковым оборудованием |
Д |
Мультимедийный проектор |
Д |
Учебно – практический материал |
|
Ножницы универсальные |
К |
Набор игл швейных |
К |
Набор ниток швейных |
Ф |
Бумага (писчая, гофрированная) картон |
К |
Клей универсальный |
Г |
Ткань в ассортименте, мех |
Ф |
Синтетический пух |
Г |
Бисер в ассортименте |
К |
Пластилин |
К |
Контроль над результатами обучения
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Контроль над качеством образования осуществляется с помощью следующих форм:
Аттестация учащихся
Итоговая аттестация - это оценка качества обученности учащихся по программе по итогам окончания курса обучения.
Цель аттестации: выявление уровня развития способностей и личностных качеств учащегося, их соответствие прогнозируемым результатам освоения программы.
Задачи аттестации:
Форма проведения аттестации: тестирование, контрольные задания, защита проекта и др.
Примерные оценочные материалы представлены в приложениях к программе.
Формы и содержание, сроки аттестации определяются педагогом, рассматриваются на заседании методического объединения.
Принципы организации процесса обучения опираются на:
При реализации программы используются различные методы обучения:
- методы, в основе которых, лежит способ организации занятия:
- методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
Организация учебного процесса.
Обучение проводится в двух направлениях:
Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, экскурсий. Практическая часть включает в себя навыки изготовления изделий.
Примерные методические материалы представлены в приложениях к программе.
Информационные источники, используемые при реализации программы
Методические пособия для педагога:
1. Ерныхов, Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов/Е.А. Ерныхов. - Йошкар-Ола, 2000.
2. Грасмик, А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области/А.Ф. Грасмик, 1993.
4. Кайгородова, М.В. Декоративно-прикладное искусство ХМАО/М.В. Кайгородова. – Екатеринбург: Ник, 1996.
5. Решетникова, Р.Г. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов/Р.Г. Решетникова. - Ханты-Мансийск, 1997.
Перечень интернет-ресурсов:
Департамент культуры ХМАО-Югры https://depcultura.admhmao.ru
Презентация "Значение куклы в культуре народа ханты" https://infourok.ru/prezentaciya-znachenie-kukli-v-kulture-naroda-hanti-457367.html
Методические рекомендации «Народное искусство обских угров» (куклы акань, пакы) https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/images/d/d5/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%83%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%9D.%D0%98._%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%BE.pdf
Доклад «Традиционные народные игрушки и игры в современной культуре обских угров» https://pandia.ru/text/80/080/17422.php
Этнокультурный центр Белоярского района https://etno-centr.hmansy.muzkult.ru/gil-12/
Презентация «Эскиз игольницы Намт в круге» https://uslide.ru/obschestvoznaniya/31647-eskiz-igolnici-namt-v-kruge.html
Информационный проект «Особенности культуры коренных народов ХМАО. Орнамент в одежде народов ханты и манси» https://infourok.ru/informacionniy-proekt-na-temu-osobennosti-kulturi-korennih-narodov-hmao-ornament-v-odezhde-narodov-hanti-i-mansi-1036050.html
Образцы орнамента (орнаментальные ноты) http://static.livescience.ru/uzory_s_zaycem/ornamentalnye_noty.zip
Видеоурок «Быт и творчество народов ханты и манси» https://3aklass323.ucoz.ru/publ/videouroki_na_vse_temy_po_okruzhajushhemu_miru/znakomtes_khanty_i_mansi/72-1-0-308
Народы России. Ханты и манси
Хантыйские мотивы http://stranamasterov.ru/node/43300
Презентация «Традиционная одежда хантов и манси»
https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/07/traditsionnaya_odezhda_hantov_i_mansi.pdf
Перечень интернет-ресурсов:
Народы России. Ханты и манси
Сайт «Про ханты и манси» http://xant.net.ru/ornament/ornament.htm
Наглядное пособие для учащихся:
Традиции и обычаи народов ханты и манси
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/661518/
Культура народов ханты и манси https://videouroki.net/razrabotki/kul-tura-narodov-khanty-i-mansi.html
Реализация программы обеспечивается педагогом дополнительного образования, соответствующим требованиям профессиональному стандарту: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки".
Выбор направлений воспитательной работы в объединении осуществляется на основе и в соответствии с результатами определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях:
Нравственное и духовное воспитание
Цель: обучить учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценностей своего существования и ценностей существования других людей.
Задачи:
Формы реализации:
1. Мероприятия, посвященные ХМАО-Югре.
2. Проект «Они защищали Родину»:
Здоровьесберегающее воспитание
Цель: обучить правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах, основам физического и психического здоровья.
Задачи:
Формы реализации:
1. Спортивные праздники и соревнования.
2. Проект «Здоровье и безопасность»:
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Цель: создать условия для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Задачи:
Формы реализации:
Экологическое воспитание
Цель: воспитать у учащихся любовь к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
Формы реализации:
1.Участие в экологических акциях, выставках, конкурсах.
2. Конкурс рисунков, плакатов.
Цель: организовать сотрудничество между педагогом и родителями в интересах творческого и свободного развития личности ребенка.
Основные направления работы с родителями:
Таблица 8
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Культурно-массовые мероприятия совместно с детьми |
||
1 |
Познавательная программа «Югра - мой край родной» |
апрель |
Индивидуальные беседы с родителями учащихся |
||
1 |
Приглашение родителей на открытые занятия, внеклассные мероприятия, традиционные мероприятия ДДТ |
в течение года |
2 |
Итоговая выставка работ |
май |
Анкетирование родителей |
||
1 |
Анкетирование и тестирование родителей (с целью эффективной организации образовательного процесса и выявления степени удовлетворенности работой Дома детского творчества) |
в течение года |
Интернет-ресурсы:
Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ВХОДНАЯ АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Название коллектива —
Фамилия имя ребенка –
Возраст ребенка –
Дата заполнения –
1.Знаешь, ли ты чем занимаются в этом объединении?
А. Да, знаю
Б. Немного
С. Нет, не знаю
2.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?
А. Да, умею
Б. Немного
С. Нет, не умею
3.Чего ты ожидаешь от обучения?
А. Многому научиться
Б. Что-то свое
С. Не знаю
4. Почему ты пришел именно в это объединение?
А. Самому захотелось
Б. Родители посоветовали
С. За компанию с другом
5. Дополнительный вопрос на усмотрение педагога
Приложение 2
диагностика ДЛЯ УЧАЩИХСЯ по ТемЕ «Бисер»
Метод диагностических процедур: задания в занимательной форме
Форма работы: индивидуальная
Кроссворд на тему: «Бисер»
|
|
2 |
|
|
|
4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По вертикали:
По горизонтали:
5.Связка.
6.Турлопс.
Критерии оценки опроса:
5 ответа – 1балл
6 ответа – 2 балла
7 ответов – 3 балла.
Тема: «Ткань»
Метод диагностических процедур: тестирование
Форма работы: индивидуальная
Инструкция: найти правильный ответ
а) хлопка б) крапива в) осоки
2. Головной убор хантыйских женщин:
а) капор б) шапка в) платок.
3. Ткань, применяемая при пошиве меховых изделий:
а) ситец б) шелк в) сукно
4. Вышитый узор на ткани;
а) береста б) орнамент в) вышивка
5. Хантыйская кукла;
а) барби б) «акань» в) чача
6. Меховая одежда:
а) сахи б) малица в) гусь.
Правильный ответ: 1 – а, 2 – в, 3 – в, 4 – в, 5 – б, 6 – а.
Критерии оценки: тест обрабатывается по системе В.П. Беспалько. По формуле высчитываем коэффициент усвоение учебного материала: