ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивалочка» |
Направленность |
Социально-педагогическая |
Классификация |
По функциональному предназначению – общеразвивающая; по форме организации – групповая, индивидуально-ориентированная; по времени реализации – среднесрочная; по возрастным особенностям – младшего школьного возраста |
Составитель программы |
Медведева Людмила Ивановна, педагог дополнительного образования |
Учредитель |
Управление образования и молодежной политики администрации Октябрьского района |
Название образовательной организации |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Унъюган |
Адрес образовательной организации |
628128, ХМАО-Югра, Октябрьский район, п. Унъюган, ул. Школьная, д. 15 |
География |
Октябрьский район п. Унъюган |
Целевая группа |
Наполняемость: 12-15 человек Возраст: 7-11 лет |
Обоснование для разработки программы |
|
Цель программы |
Развивать и совершенствовать познавательные процессы (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) через формирование ключевых компетенций учащихся |
Задачи программы |
|
Ожидаемые результаты |
1. Личностные УУД:
2. Регулятивные УУД:
3. Познавательные УУД:
Учащийся научится задавать вопросы, излагать свое мнение и оценку событий, признавать возможность существования различных точек зрения, знакомиться, присоединяться к группе, благодарить, выражать свои теплые чувства к другому, принимать комплименты, извиняться, предлагать помощь другу, проявлять заботу, просить помощи, справляться со своими эмоциями, соблюдать правила игры, слушать и слышать собеседника, осознавать свои чувства и выражать их, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, доводить задание до конца |
Кадровое обеспечение |
Педагог дополнительного образования, соответствующий требованиям профессионального стандарта |
Форма обучения |
Очная |
Срок реализации |
3 года |
Режим занятий |
4 часа в неделю: 2 раза по 2 учебных часа, продолжительность учебного часа - 40 минут |
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, актуальным направлением работы дополнительного образования является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, внимание, развивается память, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности. Сформировавшийся мотивационный компонент готовности к обучению в школе, подкрепляясь развитыми познавательными процессами (память, внимание, воображение) и первичной подготовкой к школе, позволяет младшему школьнику успешно преодолеть период адаптации к школе.
В настоящее время в школьной практике нет одинакового взгляда на то, что входит в понятие «готовность к обучению в школе». Как правило, особое внимание уделяется интеллектуальной готовности к школе, тогда как на личностную и социально-психологическую готовность не обращается должное внимание. Это все вносит дополнительные трудности в работу учителя, поскольку ему на уроках необходимо решать проблемы, связанные с отсутствием мотивов учения, с недостаточным развитием познавательных процессов, произвольности, т. е. не осваивать содержание, а в первую очередь стараться восполнять пробелы развития компонентов школьной готовности. Однако традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени – подкрепляются. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт. Данная программа выступает как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся начальных классов, что отличает ее от других программ.
Программа «Развивалочка», рассчитанная на 3 года обучения, разработана таким образом, что школьники на каждом году обучения получают возможность узнавать новое о психических процессах и явлениях ("Общение", "Память", "Эмоции", "Воображение", "Мышление", "Пространственные представления" и т.д.), углублять свои знания. При рассмотрении психических явлений идет постоянная опора на жизненный опыт детей. Каждая тема, изучение которой начато в 1-й год обучения, в последующем углубляется, наполняется новыми знаниями о том, что изучает психология, как работают наши психические процессы и как использовать свои способности в учебе и общении. Таким образом, школьники постоянно обогащают и развивают свои представления и знания о памяти, мышлении, воображении и т. д., совершенствуют умения использовать свои возможности запоминания, решения задач, свое внимание и воображение в успешном освоении всех школьных предметов. Занятия носят развивающий характер: осваивая знания по психологии, школьники приобретают умения запоминать, логически мыслить, управлять своим вниманием и памятью. Задания и упражнения позволяют школьникам сразу же использовать полученные знания и умения в учебной работе. В увлекательной форме дети познают свои способности и развивают их, закрепляют и углубляют приобретенные умения и навыки запоминания, решения мыслительных задач, концентрации внимания. Программа содержит интересные сюжетные упражнения, игры, практические задания.
На занятиях детского объединения «Развивалочка» предполагается освоение ряда практических полезных свойств познавательной деятельности, которые будут способствовать развитию общеучебных умений и навыков, навыков и приемов эффективного общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из важных условий адаптации к обучению, как в первом классе, так и на этапе перехода в среднюю школу. Программа занятий кружка имеет главную целевую установку: развитие личности учащегося средствами практической психологии.
Личностно ориентированный подход в программе выступает как система занятий, направленных на адаптацию и развитие учащихся. Формирование практических психологических умений, направленных на успешную адаптацию к жизни и социальной среде, на личностное самопонимание и развитие учащихся, составляет основной акцент такой программы. Изучаются только те темы, которые представляют непосредственный практический интерес. Большинство занятий проводятся в парадигме психологических тренингов. Они выступают как психологическое сопровождение естественного развития школьников и ориентированы на решение личностных проблем адаптации или/и развития учащихся.
Адресат программы: дети от 7 до 11 лет.
В целом этот возраст является возрастом относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга – развитие аналитико-синтетической функции его коры.
Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. При этом дети не теряют интереса к игре, и успешность решения поставленных целей может достигаться скорее, если многообразие деятельностей пересекается между собой.
Умственные возможности детей 7-11 лет довольно широки. У них развита способность к рассуждению, они могут делать выводы и умозаключения, анализировать предметы и явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словесно-логического мышления. Ученики способны дать аргументированные доказательства. Эту способность учащихся следует использовать при обучении и развивать с помощью упражнений на доказательство суждений педагога и учащихся, на моделирование проблемных ситуаций, абстрактных схем для наполнения их конкретным содержанием.
Условия формирования учебных групп
Количество учащихся в учебной группе составляет 12-15 человек. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.
На основании успешного прохождения собеседования допускается:
Объем программы
Продолжительность учебного года – 36 учебных недель.
Таблица 1
Годы обучения |
Объем образовательной нагрузки, ч. (33 учебные недели) |
||
недельная |
годовая |
за весь период обучения |
|
1 2 3 |
4 4 4 |
132 132 132 |
396 |
Май текущего учебного года - 3 учебные недели – резервное время, отведенное для 100 % реализации программы в случаях совпадения дней занятий с праздничными днями, отсутствия замены педагога, находящегося на больничном режиме, командировке, отпуске и т.д.
При своевременном исполнении программы резервное время используется педагогом для проведения дополнительных занятий, подготовки к промежуточной или итоговой аттестации учащихся. На данный период составляется дополнительное планирование, которое является неотъемлемой частью рабочей программы текущего учебного года.
Формы организации образовательного процесса:
Форма обучения: очная.
Формы проведения занятий: групповые.
Срок освоения программы: 3 года
Режим занятий: 4 часа в неделю: 2 раза по 2 учебных часа, продолжительность учебного часа - 40 минут.
Цель: развивать и совершенствовать познавательные процессы (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) через формирование ключевых компетенций учащихся
Задачи:
Таблица 2
№ |
Наименование раздела. |
Количество учебных часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Что изучает психология? Психология как наука о внутреннем мире человека |
4 |
8 |
12 |
2. |
Познакомить со способами человеческого общения: речевым, мимикой и жестами |
4 |
12 |
16 |
3. |
Внимание и наблюдательность |
4 |
10 |
14 |
4. |
Настроение моё и окружающих. Цветопись настроения |
4 |
18 |
22 |
5. |
«Волшебные слова», вежливое отношение к людям |
4 |
16 |
20 |
6. |
Кто я в мире взрослых? Обязанности мои и окружающих |
4 |
10 |
14 |
7. |
Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности |
4 |
10 |
14 |
8. |
Что такое память. Роль памяти в жизни человека и в учёбе |
4 |
10 |
14 |
9. |
Проект «Полезная копилка» |
2 |
4 |
6 |
|
Всего: |
34 |
98 |
132 |
Что такое психология? Что изучает психология? Психология как наука о внутреннем мире человека. Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Игры для знакомства. Игры для сплочения.
Способы человеческого общения. Познакомить со способами человеческого общения: речевым, мимикой и жестами. Выполнение словесных указаний. Ролевые игры. Игры в группах, в парах.
Внимание и наблюдательность по отношению к окружающим людям. Научить, как при помощи наблюдений распознавать состояние человека. Отношение к окружающим людям, умение слушать собеседника. Научить слушать собеседника. Слуховое восприятие. Внимание. Эмоции. Виды эмоций. Раскрыть понятие «эмоции». Зрительное восприятие. Игры на внимание. Деловые игрыю Игры путешествия «Мои эмоции».
Познакомить со способом диагностики настроения через цветопись настроения. Зрительное восприятие. Поступки мои и окружающих. Познакомить с приёмами оценивания поступков своих и окружающих. Произвольная память. Индивидуальные особенности человека. Темперамент. Характер. Раскрыть понятия «темперамент», «характер», «способности». Зрительно – двигательные координации. Дискуссионный клуб «Мое настроение», Игры-тренинг «Добро важнее».
«Волшебные слова», вежливое отношение к людям. Познакомить с группами слов вежливого обращения. Слуховые ощущения. Внимание. Творческая лаборатория «Пожалуйста».
Умеем ли мы общаться (обобщающее занятие по теме «Уроки общения»). Повторить изученные понятия; отработать практически способы человеческого общения и вежливого обращения. Что такое мышление? Раскрыть понятие «мышление». Образ. Образное мышление. Раскрыть понятие «образ», «образное мышление». Зрительная память.
Игры на развитие ощущений и восприятия. Учить распознавать и развивать ощущения и восприятия. Слуховые ощущения. Восприятие пространственное. Иллюзии восприятия. Раскрыть понятие «иллюзии восприятия». Саморегуляция. Правила восприятия материала. Раскрыть правила восприятия материала. Ориентировка в пространстве листа. Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности. Закрепить понятие «наблюдательность». Мышление наглядно – образное. Зрительно – двигательные координации. Обобщающее занятие по теме «Восприятие». Закрепить понятия «восприятие», «ощущение». Осязательные ощущения. Зрительное восприятие формы.
Раскрыть понятие «память», роль памяти в жизни человека. Память вербальная. Зрительная память. Оживление картины как приём запоминания. Раскрыть понятие «зрительная память». Познакомить с приёмом запоминания через оживление картин. Память зрительная непосредственная. Слуховая память. Слуховые представления при запоминании. Сравнение предмета с чем-либо знакомым как приём запоминания. Познакомить с приёмом запоминания через сравнение предмета с чем-либо. Двигательная память. Ощущения движения при запоминании. Осязательная память. Тактильные представления при запоминании. Обонятельная и вкусовая память. Обонятельные и вкусовые представления при запоминании.
Создание (индивидуально и коллективно) полезных ресурсов по теме «Развитие психологических процессов». Саморегуляция.
1 год обучения
Таблица 3
№
|
Тема занятия |
Тип занятия |
Элементы обязательного минимума образования
|
Оборудование |
Образовательный продукт |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||||
1 |
Что такое психология? Что изучает психология? |
Вводное занятие |
Знакомство с коллективом, с планом работы. Техника безопасности. Планы на учебный год |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Знакомство |
|
|
2 |
Психология как наука о внутреннем мире человека |
Тренинг |
Психология как наука о внутреннем мире человека |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Результаты тренинга |
|
|
3 |
Выполнение словесных поручений. Самоконтроль |
Диагностика |
Определение формы или типа личности человека, подробной характеристики личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Результаты диагностирования |
|
|
4 |
Способы человеческого общения |
Тренинговое занятие |
Выявление способностей учащихся, их стремлений, ценностей. Способы общения с людьми |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Результаты тренинга |
|
|
5 |
Познакомить со способами человеческого общения: речевым, мимикой и жестами |
Тренинговое занятие |
Знакомство со способами человеческого общения |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Результаты тренинга |
|
|
6 |
Внимание и наблюдательность по отношению к окружающим людям |
Тренинговое занятие |
Выработка стратегии общения и поведения в обществе |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Результаты тренинга |
|
|
7 |
Научить, как при помощи наблюдений распознавать состояние человека |
Игровое занятие |
Проведение игр для умения распознавать состояние людей |
Игровой инвентарь |
Результаты игры |
|
|
8 |
Отношение к окружающим людям, умение слушать собеседника |
Тренинговое занятие |
Развитие умений слушать и понимать собеседника |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
9 |
Научить слушать собеседника |
Игровой тренинг. |
Развитие умений слушать и понимать собеседника |
Компьютер. |
Результаты тренинга |
|
|
10 |
Слуховое восприятие |
Игровое занятие. |
Обсуждение. Что такое восприятие? |
Канцелярские принадлежности |
Результаты игр |
|
|
11 |
Эмоции. Виды эмоций |
Творческое занятие. |
Для чего нам нужны эмоции? |
Бумага, компьютер, принтер. |
Результаты занятия. |
|
|
12 |
Раскрыть понятие «эмоции» |
Тренинговое занятие |
Изучение наиболее распространенных моделей развития отношений между личностью и коллективом |
Канцелярские принадлежности |
Итоговый результат |
|
|
13 |
Зрительное восприятие |
Тренинговое занятие |
Изучение основ формирования зрительного восприятия |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
14 |
Настроение моё и окружающих |
Тренинговое занятие |
Обучение способам свободно выражать себя в разных ситуациях, знакомиться и общаться легко |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
15 |
Познакомить со способом диагностики настроения через цветопись настроения |
Тренинговое занятие |
Освоение приемов диагностики через цветопись настроения |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
16 |
Зрительное восприятие |
Учебное занятие |
Изучение зрительного восприятия |
Компьютер, проектор |
Итоговый результат |
|
|
17 |
Поступки мои и окружающих |
Видеозанятие |
Просмотр и обсуждение фильма |
Компьютер, проектор |
Профилактика проблемы |
|
|
18 |
Познакомить с приёмами оценивания поступков своих и окружающих |
Тренинговое занятие |
Создание условий для формирования стремлений к самопознанию |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
19 |
Произвольная память |
Тренинговое занятие |
Знакомство с понятием произвольной памяти |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер |
Итоги тренинга |
|
|
20 |
Индивидуальные особенности человека |
Игры на взаимодействие и сплочение
|
Изучение основных способов сплочения коллектива. Индивидуальные особенности человека |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер |
Итоги игр |
|
|
21 |
Темперамент. Характер. Способности. |
Тренинговое занятие. |
Особенности человеческого характера |
Канцелярские принадлежности, компьютер, принтер |
Итоги занятия |
|
|
22 |
Раскрыть понятия «темперамент», «характер», «способности» |
Тренинговое занятие |
Углублённое изучение понятий |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер |
Результаты тренинга |
|
|
23 |
Зрительно – двигательные координации |
Круглый стол |
Изучение зрительно-двигательной координации |
Канцелярские принадлежности. |
Результаты круглого стола |
|
|
24 |
«Волшебные слова», вежливое отношение к людям |
Тренинговое занятие |
Понимание для чего нам нужны «волшебные слова»? |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
25 |
Познакомить с группами слов вежливого обращения |
Дискуссионный клуб |
Игры с применением вежливых слов |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер |
Итоги дискуссии |
|
|
26 |
Кто я в мире взрослых |
Игровое занятие |
Понимание и принятие себя в мире взрослых |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер |
Итоги игр |
|
|
27 |
Обсудить культуру поведения и распределение обязанностей в семье |
Учебное занятие |
Важность культуры поведения и обязанностей в семье |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер
|
Итоги занятия |
|
|
28 |
Умеем ли мы общаться (обобщающее занятие по теме «Уроки общения») |
Игровое занятие |
Отработка навыков конструктивного межличностного взаимодействия |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Сплочение коллектива |
|
|
29 |
Повторить изученные понятия; отработать практически способы человеческого общения и вежливого обращения |
Дискуссионный клуб |
Повторение изученного |
Компьютер, принтер, канцелярские принадлежности |
Итоги дискуссий |
|
|
30 |
Слуховые ощущения. Наблюдательность. Память |
Тренинговое занятие |
Формирование понятий ощущение, наблюдательность, память |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
31 |
Что такое мышление Раскрыть понятие «мышление» |
Игровое занятие |
Проведение шоу-игры «Наше мышление» |
Компьютер, принтер, канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Итоги занятий |
|
|
32 |
Образ. Образное мышление |
Видеозанятие
|
Просмотр и обсуждение фильма
|
Компьютер, канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Обсуждение фильма |
|
|
33 |
Образное мышление со зрительными, слуховыми, осязательными образами |
Деловая игра |
Исследование видов мышления |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игры |
|
|
34 |
Абстрактное мышление. Раскрыть понятие «абстрактное мышление» |
Тренинговое занятие |
Изучение понятий: Абстрактное мышление
|
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
35 |
Что такое восприятие и ощущение |
Тренинговое занятие |
Изучение приёмов грамотного донесения о восприятии и ощущениях |
Звуковая аппаратура |
Результаты тренинга |
|
|
36 |
Как мы воспринимаем окружающий мир |
Видеозанятие |
Просмотр и обсуждение кинофильма
|
Компьютер, проектор |
Обсуждение фильма |
|
|
37 |
Восприятие величины, формы, цвета |
Тренинговое занятие «Наше восприятие друг друга» |
Формирование навыков общения, умения слушать, понимание форм, цвета, величины |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
38 |
Восприятие пространственное |
Игра-исследование |
Изучение пространственного восприятия |
Игровой инвентарь. |
Фотоотчёт |
|
|
39 |
Восприятие пространства: размер, направление, расстояние |
Игровое занятие |
Изучение пространственного восприятия |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Фотоотчёт |
|
|
40 |
Восприятие движения |
Тренинговое занятие |
Обучение восприятию движения |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
41 |
Восприятие времени |
Игровое занятие |
Обучение восприятия времени |
Компьютер, принтер, канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игры |
|
|
42 |
Игры на развитие ощущений и восприятия |
Игровое занятие |
Развитие ощущения и восприятия |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игрового занятия |
|
|
43 |
Иллюзии восприятия |
Занятие |
Развитие навыков иллюзии восприятия |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты занятия |
|
|
44 |
Саморегуляция |
Занятие |
Изучение способов саморегуляции |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат, принтер |
Итоги занятия |
|
|
45 |
Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности |
Игровое занятие |
Игровое занятие по развитию наблюдательности |
Игровой инвентарь |
Итоги игры |
|
|
46 |
Мышление наглядно – образное |
Тренинговое занятие |
Развитие наглядно-образного мышления |
Фотоаппарат |
Итоги тренингового занятия |
|
|
47 |
Обобщающее занятие по теме «Восприятие» |
Повторное занятие |
Закрепить понятие «восприятие» |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игры |
|
|
48 |
Что такое память |
Деловая игра |
Изучение памяти |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игры |
|
|
49 |
Роль памяти в жизни человека и в учёбе |
Круглый стол |
Важность понятия «память» в жизни человека и учебы |
Канцелярские принадлежности |
Результаты круглого стола |
|
|
50 |
Раскрыть понятие «память», роль памяти в жизни человека |
Занятие |
Важность понятия «память» в жизни человека и учебы |
Компьютер, Канцелярские принадлежности |
Итоги занятия |
|
|
51 |
Память вербальная |
Тренинговое занятие |
Изучение понятия «вербальная память» |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
52 |
Зрительная память |
Дискуссионный клуб |
Изучение понятия «зрительная память» |
Компьютер, проектор |
Итоги дискуссии |
|
|
53 |
Оживление картины как приём запоминания |
Игровое занятие |
Приёмы запоминания |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Итоги игры |
|
|
54 |
Память зрительная непосредственная |
Занятие |
Изучение зрительной памяти |
Фотоаппарат |
Итоги занятия |
|
|
55 |
Слуховая память. Слуховые представления при запоминании |
Тренинговое занятие |
Обучение способам свободного запоминания |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
56 |
Познакомить с приёмом запоминания через сравнение предмета с чем-либо |
Занятие |
Ознакомление приемом запоминания |
канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Итоги занятия |
|
|
57 |
Двигательная память. Ощущения движения при запоминании |
Тренинговое занятие |
Формирование понятия «двигательной памяти» |
канцелярские принадлежности |
Итоги занятия |
|
|
58 |
Осязательная память. Тактильные представления при запоминании |
Арт-занятие |
Формирование понятия «осязательной памяти» |
Компьютер, принтер, канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Итоги занятия |
|
|
59 |
Осязательные ощущения и память |
Игровое занятие |
Приемы памяти и ощущений |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат, принтер |
Результаты тренинга |
|
|
60 |
Обонятельная и вкусовая память |
Тренинговое занятие |
Виды памяти |
Компьютер, проектор |
Итоги тренинга |
|
|
61 |
Виды внимания: произвольное и непроизвольное |
Тренинговое занятие |
Виды памяти |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
62 |
Раскрыть понятие «произвольное и непроизвольное внимание» |
Игра-исследование |
«Внимание - мы изучаем внимание» |
Игровой инвентарь |
Фотоотчёт |
|
|
63 |
Виды внимания: внешнее и внутреннее |
Игровое занятие |
Виды внимания |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Фотоотчёт |
|
|
64 |
Закрепить понятия «внимание», «внимание внутреннее и внешнее» |
Тренинговое занятие |
Закрепление изученных понятий |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
65 |
Свойства внимания |
Игровое занятие |
Изучение свойств внимания |
Компьютер, принтер, канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игры |
|
|
66 |
Колебание внимания. Причины рассеивания внимания |
Игровое занятие |
Узнать причины рассеивания внимания |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игрового занятия |
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
132 |
|
Таблица 4
№ |
Наименование раздела. |
Количество учебных часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Что изучает психология? |
2 |
8 |
10 |
2. |
Внимание |
4 |
28 |
32 |
3. |
Память – запоминание сложных образов |
4 |
28 |
32 |
4. |
Пространственные представления |
4 |
28 |
32 |
5. |
Проект «Экономия времени» |
2 |
24 |
26 |
|
Всего: |
16 |
116 |
132 |
1. Что изучает психология? - 10 часов
Что изучает психология? (вводное занятие, повторение пройденного материала). Повторить и закрепить понятие «память». Память опосредованная, внимание.
2. Внимание – 32 часа
Что такое внимание? Виды внимания: внешнее и внутреннее. Закрепить понятия «внимание», «внимание внутреннее и внешнее». Виды внимания: произвольное и непроизвольное. Колебание внимания. Причины рассеивания внимания. Отвлечение внимания, его отличие от переключения. Правила самоорганизации внимания. Применить приёмы, способствующие формированию личностных УУД. Внутренний план действия, слуховое восприятие. Чувство времени.
3. Память – запоминание сложных образов – 32 часа
Память опосредованная, воспроизведение образца. Что такое образ? Что такое ассоциация. Использование ассоциаций при запоминании образов. Раскрыть понятие «ассоциация», его роль в жизни человека; рассмотреть ассоциации по близости в пространстве и по времени, по сходству, контрасту. Сюжетные ассоциации при запоминании. Что такое ассоциация. Использование образов для запоминания цифр и чисел. Применить приём запоминания цифр и чисел через ассоциации. Восприятие физического образа человека. Рассмотреть, что и как мы воспринимаем в физическом облике человека. Рассмотреть, что и как мы воспринимаем в человеческих лицах.
4. Пространственные представления – 32 часа
Что такое пространство? Что такое пространственное представление? Ориентировка в пространстве, внутренний план действий. Свойства пространства. Мышление (абстрагирование). Двумерное пространство. Плоскость. Направления трёхмерного пространства. Объём. Схема тела человека и пространства. Рассмотреть схему тела человека в пространстве. Мышление в трёхмерном пространстве. Учить решать задачи с установлением блоков в определённых соотношениях. Временное представление. Признаки временной последовательности.
6. Проект «Экономия времени» – 26 часов
Проект «Экономия времени». Создание базы полезных советов. Саморегуляция.
2 год обучения
Таблица 5
№
|
Тема занятия |
Тип занятия |
Элементы обязательного минимума образования
|
Оборудование |
Образовательный продукт |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||||
1 |
Вводное занятие |
Вводное занятие |
Сплочение, составление совместного плана работы, техника безопасности |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Сплочение |
|
|
2 |
Повторить и закрепить понятие «психология» |
Беседа |
Что такое психология? |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Результаты беседы |
|
|
3 |
Восприятие и внимание |
Тренинговое занятие |
Закрепить понятия |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Результаты тренинга |
|
|
4 |
Повторить и закрепить понятие «внимание и восприятие» |
Тренинговое занятие. |
Закрепить понятия. |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Результаты тренинга |
|
|
5 |
Соотнесение с образцом, внимание |
Тренинговое занятие |
Научиться соотносить образы. |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Результаты тренинга |
|
|
6 |
Что такое внимание? Виды внимания: внешнее и внутреннее |
Тренинговое занятие |
Игры на виды внимания. |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Результаты тренинга |
|
|
7 |
Закрепить понятия «внимание», «внимание внутреннее и внешнее» |
Игровое занятие |
Закрепить понятия. |
Игровой инвентарь |
Результаты игры |
|
|
8 |
Внимание, внутренний план действия |
Тренинговое занятие |
Работа с внутренним планом действия. |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
9 |
Виды внимания: произвольное и непроизвольное |
Игровой тренинг |
Закрепить понятия |
Компьютер |
Результаты тренинга |
|
|
10 |
Раскрыть понятие «произвольное и непроизвольное внимание» |
Игровое занятие |
Обсуждение. Что такое произвольное и непроизвольное внимание? |
Канцелярские принадлежности |
Результаты игр |
|
|
11 |
Произвольные движения, помехоустойчивость |
Творческое занятие |
Обсуждение |
Бумага, компьютер, принтер |
Результаты занятия |
|
|
12 |
Свойства внимания |
Тренинговое занятие |
Изучение свойств внимания. |
Канцелярские принадлежности |
Итоговый результат |
|
|
13 |
Раскрыть свойства внимания: концентрации, распределения, переключения |
Тренинговое занятие |
Какие виды свойства бывают?
|
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
14 |
Произвольные движения, зрительное восприятие |
Тренинговое занятие |
Игры для зрительного восприятия |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
15 |
Колебание внимания. Причины рассеивания внимания |
Тренинговое занятие |
Изучение причин рассеивания внимания |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
16 |
Раскрыть причины рассеивания внимания |
Учебное занятие |
Раскрытие причин рассеивания внимания |
Компьютер, проектор |
Итоговый результат |
|
|
17 |
Помехоустойчивость, внимание |
Видеозанятие |
Просмотр и обсуждение фильма |
Компьютер, проектор |
Профилактика проблемы |
|
|
18 |
Отвлечение внимания, его отличие от переключения |
Тренинговое занятие |
Поиск различий |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
19 |
Рассмотреть причины отвлечения внимания, выяснить отличие отвлечения от переключения |
Тренинговое занятие |
Научиться находить отличия отвлечения от переключения |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер |
Итоги тренинга |
|
|
20 |
Правила самоорганизации внимания. Применить приёмы, способствующие формированию личностных УУД. |
Беседа, тренинг |
Изучить правила самоорганизации внимания. Начать применять на практике приёмы, способствующие формированию личностных УУД.
|
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер |
Итоги игр |
|
|
21 |
Обобщающее занятие по теме: «Внимание» Закрепить понятие «внимание», раскрыть свойства внимания: концентрации, распределения, переключения, отвлечения |
Тренинговое занятие |
Закрепить пройденный материал |
Канцелярские принадлежности, компьютер, принтер |
Итоги занятия |
|
|
22 |
Чувство времени |
Тренинговое занятие |
Закрепить понятия |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер |
Результаты тренинга |
|
|
23 |
Память. Виды памяти |
Круглый стол |
Изучение памяти и видов памяти |
Канцелярские принадлежности |
Результаты круглого стола |
|
|
24 |
Повторить и закрепить понятие «память», «виды памяти» Память опосредованная, воспроизведение образца |
Тренинговое занятие |
Понимание для чего нам нужны память |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
25 |
Что такое образ? |
Дискуссионный клуб |
Закрепить понятие |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер |
Итоги дискуссии |
|
|
26 |
Повторить и закрепить понятие «образ» |
Игровое занятие |
Закрепляющее занятие |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер. |
Итоги игр |
|
|
27 |
Память опосредованная |
Учебное занятие |
В чем суть опосредованной памяти? |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер. |
Итоги занятия |
|
|
28 |
Что такое ассоциация. Использование ассоциаций при запоминании образов |
Игровое занятие |
Научиться пользоваться ассоциациям |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат. |
Итоги занятия |
|
|
29 |
Раскрыть понятие «ассоциация», его роль в жизни человека; рассмотреть ассоциации по близости в пространстве и по времени, по сходству, контрасту |
Дискуссионный клуб |
Повторение занятий |
Компьютер, принтер, канцелярские принадлежности |
Итоги дискуссий |
|
|
30 |
Чувство времени, зрительные ощущения |
Тренинговое занятие |
Формирование понятий ощущение, времени |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
31 |
Сюжетные ассоциации при запоминании |
Игровое занятие |
Проведение шоу-игры «Ассоциации» |
Компьютер, принтер, канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Итоги занятий |
|
|
32 |
Раскрыть понятие «сюжетные ассоциации» |
Видеозанятие. Занятие
|
Просмотр и обсуждение фильма
|
Компьютер, канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Обсуждение фильма |
|
|
33 |
Соотнеси с образцом, память зрительная непосредственная |
Деловая игра |
Исследование видов памяти |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игры |
|
|
34 |
Что такое ассоциация. Использование образов для запоминания цифр и чисел. |
Тренинговое занятие. |
Научиться использовать образы для запоминания цифр и чисел. |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
35 |
Применить приём запоминания цифр и чисел через ассоциации Воспроизведение образца |
Тренинговое занятие |
Изучение приёмов грамотного запоминания цифр и чисел через ассоциации |
Звуковая аппаратура. |
Результаты тренинга. |
|
|
36 |
Использование образов для запоминания иностранных слов |
Видеозанятие |
Просмотр и обсуждение кинофильма |
Компьютер, проектор |
Обсуждение фильма |
|
|
37 |
Применить приём запоминания иностранных слов через ассоциации |
Тренинговое занятие «Наше восприятие друг друга» |
Научиться применять на практике приём запоминания иностранных слов через ассоциации |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
38 |
Восприятие физического образа человека |
Игра-исследование |
Изучение физического образа человека |
Игровой инвентарь |
Фотоотчёт |
|
|
39 |
Рассмотреть, что и как мы воспринимаем в физическом облике человека |
Игровое занятие |
Изучение физического облика человека |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Фотоотчёт |
|
|
40 |
Восприятие и запоминание лица |
Тренинговое занятие |
Обучение восприятию и запоминанию лица |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
41 |
Рассмотреть, что и как мы воспринимаем в человеческих лицах |
Игровое занятие |
.Как мы воспринимаем человеческие лица |
Компьютер, принтер, канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игры |
|
|
42 |
Сложный образ |
Игровое занятие |
Раскрыть понятие «сложный образ» |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игрового занятия |
|
|
43 |
Раскрыть понятие «сложный образ» |
Занятие |
Закрепить знания |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты занятия |
|
|
44 |
Что такое пространство? Раскрыть понятие «пространство»
|
Занятие |
Узнать о пространстве |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат, принтер |
Итоги занятия |
|
|
45 |
Ориентировка в пространстве листа |
Игровое занятие |
Как ориентироваться в пространстве листа |
Игровой инвентарь |
Итоги игры |
|
|
46 |
Что такое пространственное представление? Раскрыть понятие «пространственное представление» |
Тренинговое занятие |
Что такое пространственное представление?
|
Фотоаппарат |
Итоги тренингового занятия |
|
|
47 |
Свойства пространства.
|
Повторное занятие |
Рассмотреть свойства пространства |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игры |
|
|
48 |
Размерность в пространстве
|
Деловая игра |
Раскрыть понятие «размерность в пространстве» |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игры |
|
|
49 |
Двумерное пространство. Плоскость. Анализ и синтез |
Круглый стол |
Раскрыть понятия |
Канцелярские принадлежности |
Результаты круглого стола |
|
|
50 |
Раскрыть понятие «двумерное пространство, плоскость» |
Занятие |
Рассмотреть операции анализа и синтеза |
Компьютер, Канцелярские принадлежности |
Итоги занятия |
|
|
51 |
Направления трёхмерного пространства. Объём |
Тренинговое занятие. |
Что такое трёхмерное пространство? |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
52 |
Схема тела человека и пространства. Рассмотреть схему тела человека в пространстве |
Дискуссионный клуб |
Изучение схема тела человека и пространства |
Компьютер, проектор |
Итоги дискуссии |
|
|
53 |
Пространство в жизни человека (обобщающее занятие) |
Игровое занятие |
Обобщающее занятие |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Итоги игры |
|
|
54 |
Рассмотреть значение пространства и знаний о нём в жизни человека |
Занятие |
Рассмотреть значение пространства и знаний о нём в жизни человека |
Фотоаппарат |
Итоги занятия |
|
|
55 |
Мышление в трёхмерном пространстве |
Тренинговое занятие |
Как мыслить в трёхмерном пространстве? |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
56 |
Учить решать задачи с установлением блоков в определённых соотношениях |
Занятие |
Учить решать задачи с установлением блоков в определённых соотношениях |
канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Итоги занятия |
|
|
57 |
Временное представление |
Тренинговое занятие |
Что такое временное представление? |
канцелярские принадлежности, |
Итоги занятия |
|
|
58 |
Раскрыть понятие «временное представление» |
Занятие |
Раскрытие понятия |
Компьютер, принтер, канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Итоги занятия |
|
|
59 |
Признаки длительности времени |
Игровое занятие |
Какие существуют признаки временной последовательности? |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат, принтер |
Результаты тренинга |
|
|
60 |
Признаки темпа времени. Относительность темпа |
Тренинговое занятие |
Наполненность времени событиями как признак темпа |
Компьютер, проектор |
Итоги тренинга |
|
|
61 |
Признак ритмичности и повторяемости времени |
Тренинговое занятие |
Признаки времени |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
62 |
Раскрыть признаки ритмичности и повторяемости времени |
Игра-исследование |
Раскрыть понятия |
Игровой инвентарь |
Фотоотчёт |
|
|
63 |
Мышление (закономерности), чувство времени |
Игровое занятие |
Как чувствовать время? |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Фотоотчёт |
|
|
64 |
Признаки темпа времени
|
Тренинговое занятие |
Раскрыть признаки темпа времени |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
65 |
Мышление словесно – логическое |
Игровое занятие |
Закрепление |
Компьютер, принтер, фотоаппарат |
Результаты игры |
|
|
66 |
Проект «Экономия времени»
|
Игровое занятие |
Создание базы полезных советов |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игрового занятия |
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
132 |
|
Таблица 6
№ |
Наименование раздела. |
Количество учебных часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Воображение |
4 |
18 |
22 |
2.
|
Абстрактное, логическое и творческое мышление. Игры на развитие мышления |
4 |
18 |
22 |
3. |
Существенные и несущественные признаки |
4 |
16 |
20 |
4. |
Логическое мышление. Иры на развития логического мышления |
4 |
20 |
24 |
5. |
Умозаключение. Игры на нахождение и построение умозаключений |
4 |
26 |
30 |
6. |
Конкурс «Самые лучшие упражнения по развитию мышления и воображения» |
2 |
4 |
6 |
7. |
Проект «Мои достижения по курсу «Развивалочка» |
2 |
6 |
8 |
|
Всего: |
24 |
108 |
132 |
1. Воображение – 22 часа
Что такое воображение или фантазия? Воображение. Создание нового образа с помощью акцентирования. Активное (творческое) воображение. Создание нового образа путём оживления. Рассмотреть приёмы создания нового образа с помощью оживления. Роль воображения в жизни человека
2. Абстрактное, логическое и творческое мышление, игры на развитие мышления - 22 часа
Что такое мышление. Мышление образное, абстрактное и логическое. Игры на развитие логического мышления. Развивать логическое мышление через игровой практикум. Найди лишнее слово. Бывает - не бывает. Угадай по описанию. Кто кем будет. Отгадывание небылиц. Общие слова. Режим дня. Отвечай быстро. Что бы это значило? Сказки-перевертыши.
3. Существенные и несущественные признаки – 20 часов
Учить выявлять и распознавать существенные и несущественные признаки. Познакомить с отношениями между понятиями «часть – целое». Закрепить, что такое понятия, понятия конкретные и абстрактные. Ролевые игры. Мозговой штурм.
4. Логическое мышление. Иры на развития логического мышления – 24 часа
5. Умозаключение. Игра на нахождение и построение умозаключений - 30 часов
Что такое умозаключение. Игра на нахождение и построение умозаключений. Рассмотреть приёмы построения умозаключений. Что такое аналогия. Раскрыть понятие «аналогия». Игры на распознавание аналогий. Рассмотреть приёмы распознавания и построения аналогий. Глазомер. Что такое закономерность. Игра на нахождение и построение закономерностей. Раскрыть понятие закономерность.
6. Конкурс «Самые лучшие упражнения по развитию мышления и воображения» - 6 часов
Подвести итоги по изученным темам, создать копилку упражнений. Саморегуляция.
7. Проект «Мои достижения по курсу «Развивалочка» - 8 часов
Подвести итоги работы по курсу «Развивалочка» в форме выставки работ, учащихся и фотоотчёта.
3 год обучения
Таблица 7
№
|
Тема занятия |
Тип занятия |
Элементы обязательного минимума образования
|
Оборудование |
Образовательный продукт |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||||
1 |
Вводное занятие |
Вводное занятие |
Сплочение, составление совместного плана работы, техника безопасности |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Сплочение |
|
|
2 |
Что такое воображение? |
Игровое занятие |
Понятие «воображения» |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Результаты занятия. |
|
|
3 |
Создание нового образа с помощью акцентирования |
Беседа |
Что такое образы? Что такое акцентирование? |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Результаты беседы |
|
|
4 |
Активное (творческое) воображение |
Игровое занятие |
Что такое активное воображение? |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Результаты тренинга |
|
|
5 |
Создание нового образа путём оживления |
Обучающее занятие. |
Рассмотреть приёмы создания нового образа с помощью оживления |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Результаты тренинга |
|
|
6 |
Роль воображения в жизни человека |
Тренинговое занятие |
Игры на виды внимания |
Канцелярские принадлежности, бумага |
Результаты тренинга |
|
|
7 |
Мышление образное, абстрактное и логическое |
Игровое занятие |
Закрепить понятия |
Игровой инвентарь |
Результаты игры |
|
|
8 |
Игры на развитие логического мышления |
Тренинговое занятие |
Мозговой штурм |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
9 |
Развивать логическое мышление через игровой практикум |
Игровой тренинг |
Закрепить понятия |
Компьютер |
Результаты тренинга |
|
|
10 |
Найди лишнее слово. Бывает - не бывает. Угадай по описанию. Кто кем будет. Отгадывание небылиц |
Игровое занятие |
Игровой день |
Канцелярские принадлежности |
Результаты игр |
|
|
11 |
Творческое занятие |
Учимся творить вместе |
Бумага, компьютер, принтер |
Результаты занятия. Фотоотчёт. |
|
|
|
12 |
Учить выявлять и распознавать существенные и несущественные признаки |
Тренинговое занятие |
Обсуждение |
Канцелярские принадлежности |
Итоговый результат |
|
|
13 |
Познакомить с отношениями между понятиями «часть – целое» |
Тренинговое занятие |
Что такое часть и что такое целое? |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
14 |
Закрепить, что такое понятия, понятия конкретные и абстрактные |
Тренинговое занятие |
Закрепляющее занятие |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
15 |
Ролевые игры |
Игровое занятие |
Игры |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
16 |
Мозговой штурм. Закрепление темы |
Учебное занятие |
Мозговой штурм |
Компьютер, проектор |
Итоговый результат |
|
|
17 |
Логическое мышление |
Видеозанятие |
Видео урок по теме «Логическое мышление» |
Компьютер, проектор |
Профилактика проблемы |
|
|
18 |
Игровой день |
Тренинговое занятие |
Поиск клада |
Канцелярские принадлежности |
Фотоотчёт |
|
|
19 |
Тренинг «Логика. Мышление. Успех» |
Тренинговое занятие |
Тренинговое занятие |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер |
Итоги тренинга |
|
|
20 |
Ролевые игры |
Беседа, тренинг |
Беседы по пройденному материалу |
Фотоаппарат |
Итоги игр |
|
|
21 |
Мозговой штурм. Закрепление темы |
Тренинговое занятие |
Закрепить пройденный материал |
Канцелярские принадлежности, компьютер, принтер |
Итоги занятия |
|
|
22 |
Что такое умозаключение |
Тренинговое занятие |
Закрепить понятия |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер |
Результаты тренинга |
|
|
23 |
Игра на нахождение и построение умозаключений |
Игровое занятие |
Игровой день |
Канцелярские принадлежности |
Результаты круглого стола |
|
|
24 |
Ролевые игры на нахождение и построение умозаключений |
Тренинговое занятие |
Как правильно находить и строить умозаключения |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
25 |
Приёмы построения умозаключений |
Дискуссионный клуб |
Закрепить понятие |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер |
Итоги дискуссии |
|
|
26 |
Ролевые игры по построению умозаключений |
Игровое занятие |
Закрепляющее занятие |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер |
Итоги игр |
|
|
27 |
Что такое аналогия? |
Учебное занятие |
Что такое аналогия? |
Фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер |
Итоги занятия |
|
|
28 |
Раскрыть понятие «аналогия» |
Игровое занятие |
Закрепление понятий |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Итоги занятия |
|
|
29 |
Игры на распознавание аналогий |
Игровое занятий |
Игровое занятие |
Компьютер, принтер, канцелярские принадлежности |
Итоги игрового занятия. |
|
|
30 |
Рассмотреть приёмы распознавания и построения аналогий |
Тренинговое занятие |
Формирование понятий аналогий и приёмы их распознавания |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
31 |
Глазомер |
Игровое занятие |
Что такое глазомер? |
Компьютер, принтер, канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Итоги занятий |
|
|
32 |
Что такое закономерность |
Видеозанятие. Занятие
|
Просмотр и обсуждение фильма Знакомство с понятием закономерности |
Фотоаппарат |
Обсуждение фильма |
|
|
33 |
Рассмотреть значение пространства и знаний о нём в жизни человека |
Деловая игра |
Значение пространства |
Фотоаппарат |
Результаты игры |
|
|
34 |
Игра на нахождение и построение закономерностей |
Тренинговое занятие. |
Закрепление темы по средствам игр |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
35 |
Раскрыть понятие закономерность |
Тренинговое занятие |
Изучение закономерности |
Звуковая аппаратура |
Результаты тренинга |
|
|
36 |
Ролевые игры |
Игровое занятие |
Ролевые игры для развития мышления |
Фотоаппарат |
Обсуждение фильма |
|
|
37 |
Мозговой штурм по закреплению темы |
Мозговой штурм |
Закрепление темы |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
38 |
Кто я в мире взрослых? |
Игра-исследование |
Принятия себя в мире взрослых |
Игровой инвентарь |
Результаты игры |
|
|
39 |
Развитие сенсорной сферы |
Игровое занятие |
Сенсорные свойства предметов и явлений, влияющих на органы чувств |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игры |
|
|
40 |
Развитие пространственного восприятия и сенсорной координации |
Тренинговое занятие |
Обучение восприятию и координации |
Фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
41 |
Принцип “спирали” |
Игровое занятие |
Раскрыть понятие принципа |
Компьютер, фотоаппарат |
Результаты игры |
|
|
42 |
Принцип “от простого – к сложному”
|
Игровое занятие |
Раскрыть понятие принципа |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игрового занятия |
|
|
43 |
Рисуночные тесты |
Занятие |
Обсуждение рисунков |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты занятия |
|
|
44 |
Восприятие окружающие мира |
Занятие |
Узнать о восприятии окружения |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат, принтер |
Итоги занятия |
|
|
45 |
Реальность или миф |
Игровое занятие |
Отличие реальности от мифа? |
Игровой инвентарь |
Итоги игры |
|
|
46 |
Что такое временное пространство? |
Тренинговое занятие |
Познакомить с временным пространством |
Фотоаппарат |
Итоги тренингового занятия |
|
|
47 |
Как развить воображение? |
Обучающее занятие |
Игровое занятие «Будем развивать воображение»? |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игры |
|
|
48 |
Значение фантазии |
Деловая игра |
Раскрыть понятие «Фантазии» |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты игры |
|
|
49 |
Игры на восприятие окружающего мира |
Круглый стол |
Раскрыть понятия |
Канцелярские принадлежности |
Результаты круглого стола |
|
|
50 |
Правильные фантазии |
Развивающие занятие |
Умеем ли мы правильно фантазировать? |
Компьютер, Канцелярские принадлежности |
Итоги занятия |
|
|
51 |
Ролевые игры |
Тренинговое занятие |
Что такое ролевые игры? |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты тренинга |
|
|
52 |
Игры на развитие ощущений и восприятия |
Дискуссионный клуб |
Ролевые игры. Мозговой штурм. |
Компьютер, проектор |
Итоги дискуссии |
|
|
53 |
Саморегуляция |
Игровое занятие |
Знакомство с саморегуляцией |
Фотоаппарат |
Итоги игры |
|
|
54 |
Умеем ли мы общаться |
Обобщающее занятие |
Тренинг по теме «Правильно ли мы общаемся друг с другом?» |
Фотоаппарат |
Итоги занятия |
|
|
55 |
Эмоции. Виды эмоций |
Тренинговое занятие |
Познакомить с понятиями эмоций и их видами |
Канцелярские принадлежности |
Результаты тренинга |
|
|
56 |
Раскрыть понятие эмоций |
Круглый стол |
Ролевые игры по теме «Эмоции» |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Итоги занятия |
|
|
57 |
Как при помощи рисования передать эмоции? |
Тренинговое занятие |
Что такое «художественные эмоции»? |
канцелярские принадлежности |
Итоги занятия |
|
|
58 |
Развитие воображения, через ролевые игры |
Беседа. Игровое занятие |
Ролевые игры для развития воображения |
Компьютер, принтер, канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Итоги занятия |
|
|
59 |
Копилка упражнений |
Игровое занятие |
Что такое и как создать копилку упражнений? |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат, принтер |
Результаты игр |
|
|
60 |
Игровой день |
Игровое занятие |
Ролевые игры для развития воображения |
Компьютер, проектор |
Итоги игр. Фотоотчёт |
|
|
61 |
Саморегуляция |
Мозговой штурм |
Ролевые игры по саморегуляции |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты занятия |
|
|
62 |
Повторение темы «Воображение» |
Игра-исследование |
Закрепление темы |
Игровой инвентарь |
Результаты занятия |
|
|
63 |
Повторение темы «Логическое мышление» |
Игровое занятие |
Закрепление темы |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты занятия |
|
|
64 |
Повторение темы «Аналогия» |
Игровое занятие |
Закрепление темы |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты занятия |
|
|
65 |
Повторение темы «Умозаключение» |
Игровое занятие |
Закрепление темы |
Компьютер, принтер, фотоаппарат |
Результаты занятия |
|
|
66 |
Итоговое занятие |
Игровое занятие |
Создание базы полезных советов |
Канцелярские принадлежности, фотоаппарат |
Результаты итогового занятия |
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
132 |
|
Универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в ходе освоения программы:
1. Личностные УУД:
2. Регулятивные УУД:
3. Познавательные УУД:
Учащийся научится задавать вопросы, излагать свое мнение и оценку событий, признавать возможность существования различных точек зрения, знакомиться, присоединяться к группе, благодарить, выражать свои теплые чувства к другому, принимать комплименты, извиняться, предлагать помощь другу, проявлять заботу, просить помощи, справляться со своими эмоциями, соблюдать правила игры, слушать и слышать собеседника, осознавать свои чувства и выражать их, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, доводить задание до конца.
реализации программы
Таблица 8
Наименование критерия |
Показания критерия |
Возрастная категория |
7-11 лет |
Календарная продолжительность учебного года, в том числе: |
01 сентября - 31 мая 36 недель |
1 полугодие |
01 сентября – 31 декабря 17 недель |
2 полугодие |
8-9 января – 3 апреля 15 недель
Резервное время 01 мая – 31 мая 3 недели |
Объем недельной образовательной нагрузки в часах, в том числе: |
4 учебных часа |
В 1 половину дня |
- |
Во 2 половину дня |
4 учебных часа |
Сроки проведения мониторинга реализации программы |
Декабрь, май текущего учебного года |
Летний период |
|
Календарная продолжительность летнего периода |
01 июня - 31 августа |
13 недель |
|
Объем недельной образовательной нагрузки в часах, в том числе: |
- |
В 1 половину дня |
- |
Во 2 половину дня |
- |
Праздничные дни |
|
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на учебную группу);
К – полный комплект (на каждого учащегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учащихся);
Г – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 учащихся).
Таблица 9
Методическое обеспечение |
|
Разработки по темам Презентации тематические Дидактический материал на различных носителях (памятки, рекомендации, образцы и др.) Аудиотека Видеотека |
Д Д К
Д Д |
Технические средства обучения (ТСО) |
|
Классная доска с набором приспособлений для крепления информационного материала Компьютер с возможностью выходы в сеть Интернет |
Д
Д |
Учебно-практические приспособления, материалы |
|
Бумага писчая, блокнот Материалы для художественной деятельности: ручки, карандаши, ластики, краски акварельные, гуашевые, бумага цветная, фломастеры, клей, ножницы. |
К К |
Педагогический контроль
Таблица 10
№ |
Срок |
Контролируемые знания, умения, навыки |
Форма |
Входной контроль |
|||
1. |
сентябрь-ноябрь |
|
|
Промежуточный контроль (1 год обучения) |
|||
2. |
май |
Знания игровых технологий, навыки проведения итоговых конкурсных копилок |
промежуточная аттестация учащихся |
Промежуточный контроль (2 год обучения) |
|||
3. |
май |
Знания пройденного материала, набор копилок |
промежуточная аттестация учащихся |
Итоговый контроль (3 год обучения) |
|||
4. |
май |
|
итоговая аттестация учащихся |
Педагогический контроль проводится в виде промежуточной аттестации – оценки качества обученности учащихся по программе по итогам окончания учебного года или итоговой аттестация - по итогам окончания обучения по программе.
Промежуточная аттестация – это оценка качества обученности учащихся по программе по итогам окончания учебного года.
Итоговая аттестация - это оценка качества обученности учащихся по программе по итогам окончания курса обучения.
Цель аттестации: выявление уровня развития способностей и личностных качеств учащегося, их соответствие прогнозируемым результатам программы на данном этапе обучения.
Задачи аттестации:
Форма проведения аттестации: тестирование, контрольное занятие, викторина, конкурс и т.д.
Примерные оценочные материалы представлены в приложениях к программе.
Формы и содержание, сроки промежуточной аттестации определяются педагогом, рассматриваются на заседании методического объединения.
Принципы обучения младших школьников:
1. Конкретность и образность в обучении – является отражением возрастных особенностей интеллектуального развития ребенка младшего школьного возраста. Психические явления должны рассматриваться на материале конкретных учебных, индивидуальных и социальных ситуаций, с которыми встречается ребенок в повседневной жизни, или простейших психологических опытов. Следование принципу образности может достигаться за счет широкого использования сравнений и метафор для объяснения психических явлений.
2. Закрепление всего изучаемого материала на практических заданиях
Круг психологических знаний и умений, которые должны быть усвоены детьми, небольшой, но все они должны закрепляться на практике и стать важнейшей основой их успешного обучения и психического развития. В связи с этим в курсе психологии предусматривается большое количество практических заданий, дидактических игр и упражнений. Их цель, с одной стороны, наглядно-действенное усвоение психологических знаний, а с другой – получение непосредственного опыта их применения для решения практических задач.
3. Систематичность в повторении основных психологических понятий и закономерностей
В соответствии с этим принципом целесообразно не вводить большое количество понятий, но основные из них должны систематически повторяться, закрепляться и изучаться каждый последующий раз в новых аспектах. Например, темы «Память», «Мышление» изучаются в 1, во 2 и 3 классах, но предметом изучения и развития становятся разные их виды, свойства.
4. Ориентированность преподавания на практические цели познания других людей, самопознание и саморазвитие
Несмотря на общее мировоззренческое значение уроков психологии, главной остается практическая ориентация. Изучаемый материал и практические задания способствуют лучшему пониманию младшими школьниками других людей: их психологических особенностей, эмоциональных состояний, помогают детям в практическом усвоении закономерностей восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и их использовании для развития своих интеллектуальных способностей. Изучение эмоциональных состояний направлено на правильное понимание себя и других, на овладение способами саморегуляции.
5. Межпредметные связи при изучении курса «Развивалочка» в начальной школе
Усвоение психологических знаний младшими школьниками должно быть тесно связано с изучением ими других учебных предметов. Связи могут проявляться, с одной стороны, в том, что усвоение знаний и умений по этим предметам может быть более успешным на основе знания психологических закономерностей памяти, мышления, внимания. С другой стороны, практическое усвоение этих закономерностей, умений владения своими познавательными процессами должно закрепляться на материале повседневной учебной деятельности.
6. Широкое использование игровых форм и методов
Формирование учебной деятельности младших школьников происходит в значительной степени на основе игровой. Игра долго остается очень привлекательной для них, поскольку произвольное внимание младших школьников слабое и это не позволяет им длительное время удерживать его на учебной деятельности. Все это убеждает учителей широко использовать игры или игровые задания.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) задач и упражнений позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
Развивающий аспект:
Воспитывающий аспект:
Основные принципы распределения материала:
Виды используемых методических средств:
Примерные методические материалы представлены в приложениях к программе.
Интернет ресурсы и мультимедийные пособия для демонстраций:
Методические пособия для педагога:
1. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать/К. Фопель. – М., 1998.
2. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я/О.В. Хухлаева. – М., 2001.
3. Лютова У.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
4. Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – СПб, 1998.
Перечень интернет-ресурсов для педагогов:
Методические пособия для учащихся:
Перечень интернет-ресурсов для учащихся:
Реализация программы обеспечивается педагогом дополнительного образования, соответствующим требованиям профессионального стандарта: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки".
Организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность дает возможность общаться и сотрудничать детям из разных социальных сред. Воспитательный эффект достигается путем организации воспитательного процесса, в котором воспитание является сознательно выбранной деятельностью педагога дополнительного образования.
Для формирования успешной совместимости участников объединения существует ряд правил:
2.7. Система работы с родителями
Цель: организовать сотрудничество между педагогом и родителями в интересах творческого и свободного развития личности ребенка.
Задачи:
Основные направления по работе с родителями:
План работы с родителями
Таблица 11
№ |
Наименование мероприятия |
Срок проведения |
1. |
Открытые занятия |
Каждое последнее занятие месяца |
2. |
Разработка и распространение информационных буклетов (через социальные сети и через личное обращение) |
1 раз в 2 месяца |
3. |
Общение через социальные сети по организационным вопросам (приглашение родителей на мероприятия, реклама деятельности, просвещение по вопросам образования и воспитания) |
В течение года (по мере необходимости) |
4. |
Индивидуальные консультации по вопросам развития творческого потенциала ребенка |
В течение года (по мере обращения) |
5. |
Проведение культурно-массовых мероприятий совместно с родителями (привлечение родителей, приглашения через социальные сети) |
По плану работы ДДТ |
6. |
Анкетирование, опросы, диагностика родителей |
По плану ДДТ |
7. |
Проведение, организация и приглашение родителей на концерты ДДТ |
В течение года |
8. |
Поощрение родителей на отчётном концерте ДДТ |
По итогам учебного года, при достижении высокого результата ребенка |
9. |
Родительские собрания |
В начале и конце учебного года |
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Оценочные материалы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы-тесты для определения общего уровня интеллектуального развития ребенка 7-11 лет
(обязательные тесты для всех детей)
I. Вопросы, направленные на изучение общего кругозора:
II. Вопросы, направленные на изучение способности к самостоятельному принятию решения, сообразительности:
III. Вопросы, направленные на изучение способности ребенка к обобщению, нахождению общих признаков предметов:
Ребенок должен правильно ответить хотя бы на три вопроса, по одному из каждой группы.
Дети, не способные правильно ответить на данные вопросы, нуждаются в дополнительном обследовании психоневролога или психолога. Они вряд ли готовы к школьному обучению по общей программе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оценка сформированности абстрактно-логических операций, логических суждений
I. Ребенку предлагается найти общее в двух сравниваемых предметах. Инструкция: «Я назову тебе два предмета, а ты подумай и скажи, что между ними общего? Как их можно назвать одним словом?
Пары для сравнения:
II. Ребенку предлагается ряд вопросов, к каждому из них имеется три варианта ответов, ребенок должен выбрать один из них.
Для детей данного возраста выполнение этих заданий обязательно.
Правильные ответы свидетельствуют о сформированности абстрактно-логических суждений. Если ребенок испытывает трудности, то можно говорить о превалировании форм мышления, о задержке развития.
В дополнение детям данного возраста можно предложить задания, связанные со счетными операциями и решением задач.
Задачи:
Предлагаемые задания ребенок данного возраста должен решать без ошибок. Если он испытывает трудности, необходимо выяснить какого они рода.
Невозможность составить план решения и выбрать необходимую математическую операцию говорит о несформированности умственного плана действий, что свидетельствует в пользу задержки психического развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
При опросе-беседе отмечать:
Соматовегетативные проявления:
Вегето-диэнцефальные проявления:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Игры на развитие мышления у младших школьников
Игра «Кто больше …»
Учитель показывает (впоследствии - называет) предмет. Задача учащихся - назвать как можно больше признаков предмета (каков он).
(цвет, размер, форма, масса, качество поверхности, блеск, материал изготовления, функция и др.).
Игра «Сравни»
Учитель называет (показывает) детям предмет, ребята называют предмет, сходный с данным по какому-либо признаку, но называют и отличие этих предметов.
(цвет, размер - длина, ширина, высота, глубина; форма, масса, материал).
Игра «Продолжи ряд»
Учитель называет одно, два, три слова. Задача учащихся - продолжить ряд слов, который начал учитель и выделить признак.
Игра «Сокращение рассказа»
Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.
Игра «Ключ к неизвестному»
Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?
Игра «Исключи лишнее»
Выберите из 3 слов одно лишнее.
Цвет:
апельсин, киви, хурма
цыплёнок, лимон, василёк
огурец, морковь, трава
сахар, пшеница, вата.
Форма:
телевизор, книга, колесо
косынка, арбуз, палатка.
Величина:
бегемот, муравей, слон
дом, карандаш, ложка.
Материал:
банка, кастрюля, стакан
альбом, тетрадь, ручка
Вкус:
конфета, картошка, варенье
торт, селёдка, мороженое
Вес:
вата, гиря, штанга
мясорубка, перышко, гантели
Игра «Подберите нужные слова»
Подберите сказочных персонажей или предметы из сказок, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.) . Например:
— тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;
— холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;
— большой — Великан, Дворец, Гоблин;
— маленький — Дюймовочка, Сынок с кулачок, Мальчик-с-пальчик, горошинка.
На что это похоже?
Ребенку показывают фигуру. Например: желтый кружок. Нужно придумать как можно больше вариантов, на что он похож. Например: колобок, солнышко, лимон, мяч, можно дорисовать лицо.
Игра «Придумай причину»
Эта игра обучает навыкам поиска широкого круга причин. Она позволит ребенку рассматривать самые разные причины происходящего, чтобы после этого принять правильное решение.
Например: «Вы приходите домой, открываете дверь, а по столу на кухне прыгает попугайчик». Детям необходимо назвать как можно больше причин возникновения этой ситуации (в нашем примере – появления попугая). Можно называть как реальные версии («Попугайчик залетел в открытую форточку», «Папа решил подарить мне птичку и оставил ее, а сам ушел на работу» и т.д.
Игра «Пофантазируйте»
Представьте, что при помощи волшебной палочки можно увеличить или уменьшить какую-либо часть тела у человека. Что хорошего или плохого будет, если:
Удлинить у человека руки?
Хорошо: можно достать нужную вещь, не вставая с места или дотянуться до мяча, закинутого на крышу, или поздороваться с другом через форточку.
Плохо: слишком длинные руки неудобно класть в карманы.
Удлинить нос?
Хорошо: можно узнать, что у соседей на ужин; можно понюхать цветы на клумбе, не наклоняясь к ним.
Плохо: такой нос будет мешать общению людей; будет мешать в общественном транспорте, будет слишком мёрзнуть зимой.
Увеличить уши?
Хорошо: можно слышать то, что происходит в интересном для нас месте.
Плохо: такие уши неудобно прятать в шапку.
Игра «Правда-неправда»
Все дети очень открытые и наивные. Они верят всему, что говорят взрослые. В младшем возрасте нужно научить ребенка рассуждать. Суть игры заключается в том, что вы говорите ребенку любую фразу, например, «Каждый день идет дождь», «Стол стоит на воздухе», «Зимой всегда тепло», «Летом светит солнце» и другие выдуманные фразы. Ребенок должен ответить это правда или нет. Сначала можно задавать легкие вопросы, а потом предлагать сложные фразы типа «Можно ли ходить по воде» (только по замерзшей воде), «Купаться или плавать можно только летом» (нет, можно и зимой в бассейне) и др., которые приведут малыша в заблуждение. Спрашивайте у ребенка, почему он думает именно так. Сравнивая и рассуждая, ребенок научится делать собственные выводы.
Игра «Одно слово»
Чтобы развить абстрактное мышление и способность обобщать, используйте данную игру. Вам необходимо придумать несколько слов одной тематической группы, например, стол, стул, кровать, шкаф, ребенок должен назвать это одним словом. Слово «мебель» для ребенка, может, будет и непонятно, но всё равно словарный запас тоже нужно пополнять.
Примеры некоторых слов:
Игра на ассоциации
Данная игра формирует ассоциативные представления о мире. Вы говорите любое слово, например «дом», и объясняете ребенку, что он должен назвать все предметы и явления, которые у него ассоциируются с этим словом. Сначала будет сложно, но потом ребенок поймет правила игры. Если ребенку будет сложно объяснить задание, попросите его нарисовать дом, и спросите, что должно находиться внутри, из чего он состоит и т. д.
Игра «Закончи слово»
Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он — заканчивать его. «Отгадай, что я хочу сказать! По...», — так вы начинаете игру.
Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че 8) пры, 9) ку, 10) зо.
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например, по-лет, по-кой, по-лотенце и т. д.
Игра «Найди отличия»
«Сейчас я буду говорить вам слова, а вы ответите мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.»
Учитель может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.
Игра «Как это можно использовать»
«Найди возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета».
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Например: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.
Игра «Найди пару»
На рисунке нарисованы носки. Ребенку дается задание: «Найди пару каждому носку».