Оглавление I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ.. 5 1.2. Цель и задачи программы. 8 1.3.1. Учебно-тематический план 1-2 годов обучения (5-7 лет) 8 1.3.2. Содержание программы 1-2 годов обучения. 9 1.3.3. Календарно-тематический план 3-4 годов обучения (8-11 лет) 11 1.3.4. Содержание программы 3-4 годов обучения. 12 1.3.5. Учебно-тематический план 5 года обучения (12-14 лет) 14 1.3.6. Содержание программы 5 года обучения. 15 1.4. Планируемые результаты. 17 II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 18 2.1. Календарный учебный график. 18 2.2. Условия реализации программы. 19 2.3. Формы аттестации и педагогического контроля. 20 2.4. Методическое обеспечение программы. 21 2.5. Кадровое обеспечение программы. 26 2.6. Воспитательная деятельность. 26 2.7. Система работы с родителями. 27 1. Комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки. 30 2. Комплекс контрольных упражнений для оценки физической подготовки спортсменок. 35 3. Комплекс упражнений для оценки акробатической подготовки спортсменок. 36 4. Средства спортивной подготовки. 37 5. Физическая подготовка гимнасток. 38 6. Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств. 39 7. Методика развития физических качеств. 40 8. Восстановительные средства и мероприятия. 46 9. Психологическая подготовка. 48
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественная гимнастика» (далее - программа) были использованы: программа по художественной гимнастике для учащихся ДЮСШ г. Смоленск, образовательная программа дополнительного образования детей по художественной гимнастике МОУ «КДЮСШ» г. Рязани, образовательная программа «Грация» автор И. Костюк, дополнительная образовательная программа по художественной гимнастике МБОУДОД КДЮСШ «Ямбург», авторы Чорний Н.Ю., Сычева А.Г. В результате обобщения опыта педагогов была составлена модель физической культуры личности, одной из составляющих которой являются социально-духовные ценности: 1) нравственность – физкультурно-спортивная этика поведения, общения, культуры; 3) отношение к труду – трудолюбие, умение довести начатое дело до конца, осознанное желание трудиться; 4) эстетика – ощущения и оценка красоты движений, поз; 5) здоровый образ жизни – соблюдение оптимально здорового режима (учебы, питания, отдыха); 6) мировоззрение – высокий уровень знаний и убеждений. Таким образом, в основу программы заложено духовно-нравственное и физическое воспитание ребенка средствами физической культуры и спорта, в частности, средствами художественной гимнастики. Программа относится к физкультурно-спортивной направленности. Педагогическая целесообразность. Широкая гамма выразительных средств художественной гимнастики постигается в программе благодаря музыкально-ритмическому обучению. Положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. Музыка активизирует волевые усилия, вызывает сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству. Конкретные задачи музыкально-ритмического обучения состоят в том, чтобы научить детей:
Разнообразные формы музыкально-ритмического обучения в период предварительной подготовки, музыкальные игры (сюжетные или соревновательные), музыкально-двигательные задания, танцы и танцевальные связки, методы и средства обучения и воспитания, предлагаемые программой, позволяют не только благотворно влиять на физическое развитие девочек, способствовать приобретению необходимых знаний, умений и навыков, формировать нравственные и волевые качества, но и оказывать влияние на развитие так называемого женского начала, т.е. призваны помочь девочке осознать свою женскую индивидуальность, неповторимость, научиться видеть красоту вокруг себя и в себе. В этом заключается актуальность данной программы. Адресат программы: девочки 5-14 лет. В возрасте 5–7 лет (первый и второй годы обучения) ребенок успешно овладевает основными видами движения, которые становятся более осознанными. У детей улучшаются двигательные реакции и координация. Поэтому перед детьми могут стоять довольно сложные двигательные задачи. Понятия и представления ребенка также развиваются. В 5–7 лет представления превращаются в понятия о явлениях, улучшаются наблюдательность и зрительно-осязательная ориентировка. Дети хорошо справляются с ориентировкой своего тела в пространстве. С 8 лет (третий и четвертый годы обучения) движения у детей становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности у них формируются навыки самоорганизации и взаимоконтроля, они проявляют волевые усилия при выполнении заданий, и для них важен результат. На пятом году обучения к 12-14 годам у детей сформированы структурные изменения в сердечной мышце и органах дыхания. Девочки повышают свои функциональные возможности и могут переносить более высокие нагрузки. Расширяется пространственная ориентация, повышаются наблюдательность и устойчивость внимания. Двигательная память ускоренно совершенствуется. Образное, конкретное мышление постепенно меняется, развивается способность к логическому мышлению. Имитационно-подражательная способность сменяется анализом, сенсомоторные связи улучшаются. Происходит переход от способности самостоятельно решать задачи к самостоятельному принятию решения и многократному повторению двигательного действия. Условия формирования учебных групп Количество учащихся в учебной группе составляет 1-2 годы обучения - 10-20 человек, 3-5 годы обучения – 10-15 человек. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. При зачислении в учебную группу требуется медицинское разрешение на занятия художественной гимнастикой (медицинская справка). Без медицинского допуска присутствие учащегося на занятиях строго запрещено. На основании успешного прохождения собеседования допускается:
Объем программы Продолжительность учебного года – 36 учебных недель. Таблица 1
Май текущего учебного года - 3 учебные недели – резервное время, отведенное для 100 % реализации программы в случаях совпадения дней занятий с праздничными днями, отсутствия замены педагога, находящегося на больничном режиме, командировке, отпуске и т.д. При своевременном исполнении программы резервное время используется педагогом для проведения дополнительных занятий, подготовки к промежуточной или итоговой аттестации учащихся. На данный период составляется дополнительное планирование, которое является неотъемлемой частью рабочей программы текущего учебного года. Формы организации образовательного процесса Программа предполагает использование следующих форм организации занятий в системе дополнительного образования детей: тренировочные занятия, занятие-игра, занятие-соревнование, показательные выступления, беседа. Формы проведения занятий: групповые. Форма обучения: очная. Срок освоения программы: 5 лет Режим занятий: 1-2 годы обучения: 3 учебных часа в неделю: 3 раза по 1 учебному часу; 3-5 годы обучения: 5 учебных часа в неделю: 2 раза по 2 учебных часа и 1 раз по 1 учебному часу, продолжительность учебного часа - 40 минут
Цель: содействовать физическому развитию, формированию грациозности, изящества, воспитанию хороших манер поведения, пластики движений, потребностей в здоровом образе жизни у учащихся через создание благоприятных условий средствами художественной гимнастики Задачи: Обучающие:
Воспитывающие:
Развивающие:
формирование эстетического вкуса, чувства гармонии.
1.3.1. Учебно-тематический план 1-2 годов обучения (5-7 лет)Таблица 2
1.3.2. Содержание программы 1-2 годов обученияТаблица 3
1.3.3. Календарно-тематический план 3-4 годов обучения (8-11 лет)Таблица 4
1.3.4. Содержание программы 3-4 годов обученияТаблица 5
1.3.5. Учебно-тематический план 5 года обучения (12-14 лет)Таблица 6
1.3.6. Содержание программы 5 года обученияТаблица 7
В результате освоения программы происходит формирование у ребенка потребности к систематическим занятиям физической культурой, к соблюдению норм здорового образа жизни. Также формируется установка на освоение ценностей физической культуры, укрепление здоровья и культурное развитие в условиях физической активности, направленной на физическое совершенствование. По итогам освоения образовательной программы учащиеся достигнут следующие личностные результаты:
Метапредметные результаты отражают:
Предметные результаты отражают:
реализации программыТаблица 8
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на учебную группу); К – полный комплект (на каждого учащегося); Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учащихся); Г – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 учащихся). Таблица 9
Диагностика результативности программы Эффективность программы рассматривается в двух направлениях: личностном и внешнем. Таблица 10
Контроль результатов обучения Достижения ребенка сравниваются не со стандартами, а с исходными возможностями. Для этого используется стартовая диагностика. Дальнейшее отслеживание результатов обучения проводится всего обучения. Примерные оценочные материалы представлены в приложениях к программе. Таблица 11
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Аттестация учащихся
Промежуточная аттестация – это оценка качества обученности учащихся по программе по итогам окончания учебного года. Итоговая аттестация - это оценка качества обученности учащихся по программе по итогам окончания обучения по программе. Цель аттестации: выявление уровня развития способностей и личностных качеств учащегося, их соответствие прогнозируемым результатам программы на данном этапе обучения. Задачи аттестации:
Форма проведения аттестации: контрольные упражнения (тесты), сдача нормативов. Примерные оценочные материалы представлены в приложениях к программе.
Формы и содержание, сроки аттестации определяются педагогом на основании содержания программы, рассматриваются на заседании методического объединения.
В возрасте 5–7 лет (первый и второй годы обучения) ребенок успешно овладевает основными видами движения, которые становятся более осознанными. У детей улучшаются двигательные реакции и координация. Поэтому перед детьми могут стоять довольно сложные двигательные задачи. Понятия и представления ребенка также развиваются. В 5–7 лет представления превращаются в понятия о явлениях, улучшаются наблюдательность и зрительно-осязательная ориентировка. Дети хорошо справляются с ориентировкой своего тела в пространстве. Однако внимание пока еще удерживается с трудом. Поэтому в процессе обучения надо использовать новые, ясные и краткие раздражители для удержания внимания детей. В этом возрасте целесообразнее использовать целостный метод обучения. Показ должен сопровождать и даже опережать объяснение. Однако для активизации мыслительной деятельности ребенка показ можно предварять описанием движения. Существенную роль в обучении играет оценка качества выполнения движений с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка; при этом необходимо отмечать успехи всех детей и подбадривать тех, у кого пока что-то не получается. В процессе занятий важно уделять внимание формированию морально-волевых качеств (настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу), сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливыми и внимательными друг к другу. С 8 лет (третий и четвертый годы обучения) движения у детей становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности у них формируются навыки самоорганизации и взаимоконтроля, они проявляют волевые усилия при выполнении заданий, и для них важен результат. На каждом занятии необходимо четко ставить перед детьми задачу, дать возможность осмыслить ее и объяснить ход и способы выполнения задания. Ученик должен использовать объяснение, показ. Большое значение имеют четкий анализ и оценка деятельности детей, особенно по ходу выполнения упражнений. К этому процессу целесообразно привлекать и самих детей. В этом возрасте девочки успешно решают новые разнообразные задачи, раскрывают свои творческие возможности, артистичность. На пятом году обучения к 12-14 годам у детей сформированы структурные изменения в сердечной мышце и органах дыхания. Девочки повышают свои функциональные возможности и могут переносить более высокие нагрузки. Расширяется пространственная ориентация, повышаются наблюдательность и устойчивость внимания. Двигательная память ускоренно совершенствуется. Образное, конкретное мышление постепенно меняется, развивается способность к логическому мышлению. Имитационно-подражательная способность сменяется анализом, сенсомоторные связи улучшаются. Происходит переход от способности самостоятельно решать задачи к самостоятельному принятию решения и многократному повторению двигательного действия. Изменяются методы обучения – становится целесообразно использовать метод программированного обучения и метод круговой тренировки. Программа предполагает использование следующих форм организации занятий в системе дополнительного образования детей: занятие-игра, занятие-соревнование, занятие-поход (прогулка), показательные выступления, беседа, беседа-игра. В зависимости от характера усвоения изучаемой темы обучение проводится как групповое, коллективное, так и индивидуальное. Основными средствами являются:
Основными методами и приемами являются следующие: 1. Использование терминологически точного наименования упражнения, которое при условии знания терминологии сразу создает определенное двигательное представление о движении. 2. Показ упражнения, с помощью которого создается в первую очередь зримый образ движения. 3. Объяснение упражнения, с помощью которого уточняются детали техники, элементы выразительности движения и другие нюансы. 4. Предварительное ознакомление с движением – его первичное, пробное, исполнение. Из числа перечисленных методов и приемов наиболее важную роль играют показ и объяснение. В художественной гимнастике широко применяется показ самим педагогом. К показу предъявляются следующие требования: точность, направленность на решение вполне определенных задач, соответствие данному этапу освоения упражнения. Давая образное объяснение, педагог добивается нужной выразительности каждого движения, но вместе с тем уточняет и необходимые элементы техники. Разучивание упражнения. Создание предварительного представления о движении непосредственно, без ярко выраженной границы, переходит в этап углубленного разучивания. Учитывая относительно высокую доступность упражнений художественной гимнастики, можно считать, что этап первичного разучивания относительно короток. Как только сформировано предварительное представление о разучиваемом движении и в процессе начального обучения устранены наиболее грубые ошибки, можно считать, что учащаяся перешла к процессу совершенствования. В художественной гимнастике принято выделять 2 основных метода обучения упражнениям. Это метод целостного освоения упражнения и метод обучения посредством расчленения. Целостный метод. Данный метод широко применяется в художественной гимнастике, что объясняется относительной доступностью упражнений. Практически любое упражнение, трудность которого соответствует уровню подготовки учащегося, может быть освоено целостно. Вместе с тем следует учитывать, что использование целостного метода обучения подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту двигательную базу входят элементы, которые необходимы как сами по себе, например, элементы хореографической подготовки, так и элементы, позволяющие на их основе осваивать более сложные упражнения. Например, изучение такого движения, как вертикальное равновесие нога вперед или назад, проводится целостно, однако оно основывается на владении системой упражнений (батман тандю, батман жэтэ, батман девлоппэ, гран батман жэтэ и др.). Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных упражнений, а также для коррекции двигательного навыка, для исправления некоторых ошибок или работе над выразительностью движений в отдельных его фазах, например, всякий прыжок в художественной гимнастике может быть разделен на несколько стадий действий. Подготовительная стадия: 1-я фаза – «разгон» (в прыжках с места отсутствует); 2-я фаза – «наскок с замахом» (в прыжках с места – «замах»); 3-я фаза – «амортизация» (в прыжках с места – «подседание»). Основная стадия: 4-я фаза – «выталкивание»; 5-я фаза – «отрыв». Стадия реализации: 6-я фаза – «формообразующие действия»; 7-я фаза – «фиксация позы» (необязательна). Завершающая стадия: 8-я фаза – «подготовка к приземлению»; 9-я фаза – «амортизация»; 10-я фаза – «связующие и корректирующие действия». В процессе освоения упражнения могут применяться различные методы работы: 1. Оперативный комментарий и пояснение. В процессе работы над движением большое значение имеют указания, которые дает педагог в ходе выполнения упражнения. Эти указания играют роль внешнего управляющего момента, с помощью которого учащийся может оперативно представить собственные действия. При этом педагог всегда чутко реагирует на характер движения учащегося, внося коррекцию, тем самым применяет принцип обратной связи. 2. Музыка как фактор обучения. Музыкальное сопровождение можно рассматривать и как фактор воздействия на учащегося в процессе обучения упражнениям. Изменяя темп, ритм музыкального сопровождения, акцентируя отдельные детали движения, можно управлять действиями учащегося, меняя их характер. Правильная методика применения музыки способствует усвоению двигательного навыка. 3. Приемы физической помощи применяются достаточно часто, в особенности при необходимости скорректировать действия учащегося. Так, при освоении прыжка шагом возможно применение помощи, благодаря чему увеличивается длительность фазы полета. В результате учащийся получает возможность лучше прочувствовать характер действия при исполнении этого движения. Например, с помощью педагога учащийся может лучше ощутить координацию движений при исполнении волны и аналогичных движений, когда ее собственные действия непосредственно физически управляются педагогом. Часто применяются различные приемы фиксации, с помощью которых в ощущениях закрепляется наиболее верное положение, характерное для той или иной фазы упражнения.
Информационные источники, используемые при реализации программы
Методические пособия для педагогов: 1. Архипова, Ю.А. Методика базовой подготовки гимнасток/ Ю.А. Архипова, Л.А. Карпенко, М.: ГАФК им.П.Лесгафта, 2008. 2. Карпенко, Л.А. Художественная гимнастика/Л.А. Карпенко. М., 2003. . 3. Крючек, Е.С. Учебно-методическое пособие /Е.С. Крючек. М.: ГУФК им. П.Лесгафта, 2010. 4. Назарова, О.М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике/ О.М. Назарова. ВФХГ, 2014. 5. Попова, Е.Г. Общеразвивающие упражнения/Е.Г. Попова. М.: Терра-спорт,2015. Перечень интернет-ресурсов:
Методические пособия для учащихся: 1.Карпенко, Л.А. Начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой, Л.А. Карпенко. М.: ГДОФК, 2004. 2. Крючек, Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий/Е.С. Крючек. М.: Терра-спорт, 2001. 3. Милюкова, Е.Н. Гимнастика для лентяек/Е.Н. Милюкова. М.: Эксмо,2003. Перечень интернет-ресурсов: 2. Видео. Обучающие уроки по художественной гимнастике http://gimnastika-rodniki.jimdo.com 3.Обучающие видеоуроки по художественной гимнастике http://r-gymnastics.com/forum/obuchayushchie-videouroki-po-khudozhestvennoi-gimnastike2. Всероссийская федерация художественной гимнастики http://www.vfrg.ru
4. Международный олимпийский комитет http://www.olympic.org Наглядный материал:Первенства мира по художественной гимнастикеhttps://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/hud_gimnastika/video
Реализация программы обеспечивается педагогом дополнительного образования, соответствующим требованиям профессионального стандарта: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки".
Цель воспитательной работы: формирование личности гимнастки как гражданина и как целеустремленной спортсменки, преданной своему любимому виду спорта. Отсюда – задачи, решаемые в процессе воспитательной деятельности педагога: воспитание стойкого интереса и целеустремленности в художественной гимнастике, настойчивости, трудолюбия, чувства прекрасного; формирование здоровых интересов и потребностей; привитие необходимых гигиенических навыков, дисциплинированности. Воспитательная работа проводится в соответствии с планом, в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, оздоровительно-туристских мероприятий, учебы в школе, а также в свободное от занятий время. Нравственное воспитание включает в себя формирование коллективизма, дружбы и товарищества, достоинства и чести, чувства долга и ответственности, дисциплинированности, скромности и требовательности к себе, культуры поведения. Трудовое воспитание направлено на формирование трудолюбия, в том числе спортивного, стремления добиваться высокого качества труда, творческой активности и самостоятельности. Эстетическое воспитание служит гармоническому развитию личности, тонко чувствующей прекрасное в жизни и спорте. Воспитательные средства:
Основные воспитательные мероприятия:
Таблица 12
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для зачисления лица, проходящего спортивную подготовку, на этап спортивной подготовки, установлены федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта Художественная гимнастика. В соответствии с ними разрабатываются контрольно-переводные нормативы по годам подготовки. При этом соблюдается ежегодная динамика роста спортивных показателей.
Нормативы для зачисления (перевода) по годам на каждом этапе спортивной подготовки приведены в таблицах ниже.
Нормативы для ЗАЧИСЛЕНИЯ НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Развиваемое физическое качество |
Контрольные упражнения (тесты) |
Результат |
Гибкость |
И.П. - сед, ноги вместе Наклон вперед Фиксация положения 5 счетов |
«5» - плотная складка, колени прямые «4» - при наклоне вперед кисти рук выходят за линию стоп, колени прямые «3» - при наклоне вперед кисти рук на линии стоп, колени прямые |
Гибкость |
И.П. - лежа на животе «Рыбка» - прогиб назад в упоре на руках со сгибанием ног Измеряется расстояние между лбом и стопами |
«5» - касание стопами лба «4» - до 5 см «3» - 6 - 10 см При выполнении движения колени обязательно вместе |
Гибкость |
И.П. - стойка ноги вместе, руки вверх, в замок. Отведение рук назад |
«5» - 45° «4» - 30° «3» - 20° |
Мост из положения лёжа. Замеряется расстояние от рук до стоп. |
"5" - 6-10 см "4" - 11-15 см "3" - 16-20 см |
|
Координационные способности |
Равновесие на одной, другую согнуть вперед, стопа прижата к колену опорной ноги, руки в стороны Средний балл за выполнение равновесия с двух ног |
«5» - удержание положения в течение 6 секунд «4» - 4 секунды «3» - 2 секунды |
Скоростно-силовые качества |
Прыжки толчком двух ног, 10 прыжков подряд |
"5" - лёгкие, высокие "4" - недостаточная высота и лёгкость подскока "3" - тяжёлый, низкий подскок |
|
Прыжки на скакалке оцениваются прямые ноги и натянутые колени |
"5" - 10 прыжков "4" - 8 "3" - 6 |
Гибкость подвижность тазобедренного сустава |
Шпагаты на полу:1 с правой ноги; 2 с левой ноги; 3 поперечный. Ставится средний балл за три шпагата |
"5" - плотное касание пола правым и левым бедром "4" -1-5 см от пола до бедра "3" - 6-10 см |
Пресс силовые способности |
«Книжечка» (кол-во раз)
|
"5" - 10 раз "4" - 9 раз "3" - 8 раз |
|
Использованные сокращения: И.П. - исходное положение
За каждое выполненное контрольное от 3 до 5 баллов.
Нормативы для 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ |
|||
Развиваемое физическое качество |
Контрольные упражнения (тесты) |
Результат |
баллы |
Гибкость |
«Складка» из положения стоя. И.п. основная стойка. По сигналу тренера наклониться вперёд, кистями рук выполнить захват голени, лбом коснуться колен, грудью плотно прижаться к бёдрам. Положение фиксируется в секундах |
9 и более сек. |
5 |
7-8 сек. |
4 |
||
5-6 сек. |
3 |
||
3-4 сек. |
2 |
||
2 и менее сек. |
1 |
||
«Рыбка» - прогиб назад в упоре на руках со сгибанием ног Измеряется расстояние между лбом и стопами. При выполнении движения колени обязательно вместе |
0 см. |
5 |
|
2-3 см. |
4 |
||
4-5 см. |
3 |
||
6-8 см. |
2 |
||
10 и больше см. |
1 |
||
«Лодочка» И.П. лежа на животе, руки |
11 и более сек. |
5 |
|
вытянуты вверх. По команде тренера одновременно максимально поднять руки и ноги от пола. Положение фиксируется в секундах |
9-10 сек. |
4 |
|
7-8 сек. |
3 |
||
5-6 сек. |
2 |
||
4 и менее сек. |
1 |
||
«Мост» из положения стоя. Замеряется расстояние от рук до стоп |
0 см |
5 |
|
2-6 см |
4 |
||
7-10 см |
3 |
||
11-15 см |
2 |
||
16 и больше см |
1 |
||
Шпагат с опоры высотой 15см с правой, левой ноги |
0 |
5 |
|
до 5 см от пола |
4 |
||
6-8 см от пола |
3 |
||
8-10см от пола |
2 |
||
свыше 10 см |
1 |
||
Координация |
Равновесие на полупальцах в пассе. Выполняется с обеих ног. Средний балл за выполнение равновесия с двух ног |
10 сек. |
5 |
8 сек. |
4 |
||
6 сек. |
3 |
||
4 сек. |
2 |
||
2 и менее сек. |
1 |
||
Скоростно-силовые качества |
Прыжки через скакалку вперед, назад (за 20сек) (количество раз). Оценка по среднему баллу. |
26 и более |
5 |
22-25 |
4 |
||
18-21 |
3 |
||
15-17 |
2 |
||
14 и меньше |
1 |
||
Пресс силовые способности |
«Книжечка» (кол-во раз) И.П.лежа на спине, руки вытянуты вверх
|
15 |
5 |
12 |
4 |
||
10 |
3 |
||
8 |
2 |
||
6 |
1 |
Нормативы для 3-5 ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Развиваемое физическое качество |
Контрольные упражнения (тесты) |
Результат |
Гибкость: подвижность тазобедренных суставов |
Шпагат с опоры высотой 40 см с наклоном назад
|
«5 » - плотное касание пола правым и левым бедром, захват двумя руками «4» - 1 - 5 см от пола до бедра «3» - 6 - 10 см от пола до бедра «2» - захват только одноименной рукой «1 » - без наклона назад |
Гибкость: подвижность тазобедренных суставов |
Поперечный шпагат |
«5 » - выполнение шпагата по одной прямой «4» - с небольшим заворотом стоп вовнутрь «3» - до 10 см от линии до паха «2» - 10 - 15 см от линии до паха «1 » - 10 - 15 см от линии до паха с заворотом стоп вовнутрь |
Гибкость: подвижность позвоночного столба |
«Мост» на коленях Рисунок (не приводится) И.П. - стойка на коленях
|
«5 » - плотная складка, локти прямые колени вместе «4» - недостаточная складка в наклоне, согнутые руки «3 » - недостаточная складка в наклоне, согнутые руки, колени врозь «2» - наклон назад, руками до пола «1 » - наклон назад, руками до пола, колени врозь |
Гибкость: подвижность позвоночного столба |
«Мост» И.П. - основная стойка Рисунок (не приводится)
|
«5 » - мост с захватом руками за голень, плотная складка «4» - мост с захватом «3» - мост вплотную, руки к пяткам «2» - 2 - 6 см от рук до стоп «1 » - 7 - 12 см от рук до стоп |
Силовые способности: сила мышц пресса |
Из И.П. лежа на спине, ноги вверх
Выполнение за 10 секунд Засчитывается при обязательном |
«5 »- 10 раз «4» - 9 раз «3» - 8 раз «2» - 7 раз «1 » - 6 раз |
|
вертикальном положении спины при выполнении складки |
|
Силовые способности: сила мышц спины |
Из И.П. лежа на животе
Выполнить 10 раз |
«5 » - до касания ног, стопы вместе «4» - руки параллельно полу «3» - руки дальше вертикали «2» - руки точно вверх «1 » - руки чуть ниже вертикали |
Скоростно-силовые способности |
Прыжки с двойным вращением скакалки вперед за 10 секунд |
«5» - 20 раз «4» - 19 раз «3» - 18 раз «2» - 17 раз «1» - 16 раз |
Координационные способности: статическое равновесие |
Равновесие «захват» И.П. - стойка, руки в стороны Махом правой назад, захват разноименной рукой, стойка на левой - полупальце. То же упражнение с другой ноги. Оценка по среднему баллу |
Выполняется на полупальце с максимальной амплитудой «5 » - 8 секунд «4» - 7 секунд «3 » - 6 секунд «2» - 5 секунд «1» - 4 секунды |
Координационные способности: статическое равновесие |
Равновесие в шпагат вперед, в сторону, назад Выполняется с правой и левой ноги. Фиксация равновесия - 5 секунд. Оценка по среднему баллу |
«5 » - «рабочая» нога выше головы «4» - стопа на уровне плеча «3» - нога на уровне 90° «2» - нога на уровне 90°, разворот бедер, завернутая опорная нога |
Использованные сокращения: .П. - исходное положение.
Для зачисления на перевода по годам обучения по программе необходимо выполнить все упражнения и получить средний балл:
приложение 2
Оценка уровня развития физических качеств и двигательных навыков проводится по результатам тестирования на основе комплекса упражнений.
Стандартная программа тестирования включает по общефизической подготовке:
При проведении тестирования следует уделить особое внимание соблюдению требований инструкции и созданию единых условий для выполнения упражнений для всех занимающихся. Тестирование проводят 2 раза в год (сентябрь, май). Результаты тестирования фиксируются тренером в протоколе. В конце тренировочного года результаты учитываются по системе «зачёт-незачёт»( при улучшении или стабильности результата ставится «зачёт», при ухудшении-«незачёт»).
Инструкция по проведению тестирования:
Проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа в спортивной обуви без шипов. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. После 10-15-минутной разминки дается старт.
Тест проводят в спортивном зале на ровной дорожке длиной не менее 12-13 метров. Отмеряют 10-метровый участок, начало и конец которого отмечают линией («стартовая» и «финишная» черта). На финишной линии кладут деревянный кубик (размер стороны около 5 см). Спортсмен становится на стартовой линии и по команде начинает бег в сторону финишной черты, берет кубик и возвращается до линии старта, кладет кубик (бросать не разрешается) на стартовой линии и снова бежит к дальней финишной черте, пробегая ее, финиширует.
Выполняется толчком двух ног от линии или края доски на покрытие, исключающее жесткое приземление. Измерение дальности прыжка осуществляется рулеткой.
Выполняется толчком двух ног со взмахом рук от поверхности пола. Измерение высоты прыжка проводят рулеткой или сантиметровой лентой по методике Абалакова.
Выполняется из положения упор, лежа на полу, руки на ширине плеч.
Темп выполнения произвольный. Отжимание считается выполненным, если при сгибании рук спортсменка касается грудью 5-сантиметровой подставки, лежащей на полу.
В начальной подготовке акробатика используется как средство физической и общей двигательной подготовки. Полуакробатические упражнения обогащают выразительную пластику комбинаций.
Акробатические упражнения развивают гибкость, силу, ловкость, быстроту, точность движений, ориентировку в пространстве, тонкое чувство равновесия и способствуют воспитанию смелости и решительности.
Полуакробатические упражнения обогащают выразительную пластику комбинаций и вносят элемент риска в упражнениях с предметами, подчеркивая
спортивную направленность художественной гимнастики.
К основным полуакробатическим упражнениям относят перекаты, являющиеся составной частью кувырка.
Перекат - движение из исходного положения группировки, сидя с последовательным касанием пола отдельными частями тела без переворачивания через голову:
назад - вперед на спине в группировке (носки оттянуты, руки обхватывают колени);
Варианты из различных исходных положений оговариваются.
Кувырок вперед - Исходное положение: упор присев, сгибая руки и, наклоняя голову влево или вправо, оттолкнувшись ногами, перевернуться через плечо, с перекатом на лопатки, поясницу, таз и прийти в группировку.
Кувырок назад - Исходное положение: группировка. Перекатом через любое плечо прийти в сед на пятки, руки в стороны; в полушпагат; в равновесие на колено правой, левая прямая вытянута назад - вверх.
Полушпагат - Сед на пятке согнутой вперед правой ноги, другая вытянута прямая сзади, туловище вертикально, руки в стороны (то же с другой ноги, смена ног отрабатывается).
Варианты:
Шпагат - сед с предельно разведенными ногами, руки в стороны, туловище вертикально.
Мост - дугообразное, прогнутое положение спины к опоре (полу) с опорой руками и ногами.
Техника исполнения на II этапе начальной подготовки. Опускание в мост из положения стоя на чуть разведенных ногах. Для этого необходимо полусгибая ноги, подать бедра вперед и прогибаясь, принять позу моста. Подъем производить толчком рук от опоры и выпрямлением ног.
Кроме того, гимнастки осваивают переворот боком «колесо», с последовательной опорой рука - рука, нога - нога влево и вправо, чередуя элемент с замахом ноги или шагами. Уже к концу I первого года начальной подготовки гимнастки должны выполнять этот элемент со скакалкой без перехватов, не меняя темпа всей композиции.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
приложение 4
В спортивной подготовке гимнасток применяются упражнения и сопутствующие мероприятия трех типов: основные (соревновательные), вспомогательные (тренировочные) и восстановительные.
Основные средства – это упражнения, из которых составляются соревновательные программы гимнасток;
Вспомогательные – это те, что применяются только в тренировочном процессе с целью всестороннего и гармоничного развития гимнасток;
Восстановительные средства особо значимы на этапе высшего спортивного мастерства, так как позволяют гимнасткам выполнять необходимый объем работы без ущерба для здоровья.
Классификация средств художественной гимнастики
Типы |
Виды |
Структурные группы элементов |
||
Основные |
|
Равновесия, наклоны, повороты, прыжки, волны – взмахи; акробатические элементы; шаг-бег; танцевальные и партерные движения |
||
С предметами |
|
|||
Вспомогательные |
Спортивные |
|
||
Музыкальные |
|
|||
|
|
|||
Восстановительные |
Педагогические |
|
||
Психологические |
Создание положительного эмоционального фона, значимых мотивов, благоприятных отношений, саморегуляции, идеомоторные и психорегулирующие тренировки, отвлекающие мероприятия |
|||
Гигиенические |
|
|||
|
|
приложение 5
Физическая подготовка – это организованный процесс, направленный на:
1. Всестороннее развитие организма занимающихся – укрепление опорно-связочного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной систем;
2. Укрепление здоровья и повышение работоспособности;
3. Развитие физических качеств, необходимых для успешного освоения техники упражнений художественной гимнастики и исполнение их с требуемым качеством: амплитудой, скоростью, силой и др.
Общепринято делить физическую подготовку: общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это физическая подготовка, направленная на укрепление здоровья и разностороннее развитие занимающихся, повышение работоспособности и развитие качеств без учета специфики избранного вида спорта.
Средствами ОФП являются: общеразвивающие упражнения, бег, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, спортивные и подвижные игры и т.д.
Специальная физическая подготовка (СФП) – это специально организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование физических качеств, необходимых для успешного освоения и качественного выполнения упражнений художественной гимнастики.
Основными принципами СФП занимающихся художественной гимнастикой являются:
соразмерность – оптимальное, соразмерное и сбалансированное развитие физических качеств;
сопряженность – применение средств, наиболее близких по структуре основным упражнениям художественной гимнастики;
опережение – опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке.
Основными средствами СФП являются: общеразвивающие и акробатические упражнения, элементы классического тренажера, упражнения художественной гимнастики, а также специальные упражнения:
Осуществляя и оценивая СФП важно использовать и учитывать благоприятные (сензитивные) возрастные периоды развития физических качеств.
приложение 6
Специально-двигательная подготовка – это процесс развития способностей, необходимых для успешного освоения и качественного исполнения упражнений с предметами. К таким специальным способностям относят:
1. Проприацептивная (тактильная) чувствительность – «чувство предмета».
Для развития – выполнение упражнений с предметами с варьированием их параметров: увеличения и уменьшения, утяжеления и облегчения;
2. Координация (согласование) движений тела и предмета.
Для развития – выполнение упражнений в непривычных исходных положениях, одновременно с несколькими предметами, ассиметричные движения, движения в парах и тройках.
3. Распределение внимания на движение тела и предмета, на два предмета, на себя и партнершу, на «свой» предмет и предметы партнерш.
Для развития – работа с двойными или двумя предметами, параллельная и ассиметричная, и работа с партнерами;
4. Быстрота и адекватность реакции на движущийся объект (предмет).
Для развития – броски и метания на заданную высоту и дальность, ловли от партнера после переката, отбива, броска, с поворотом после сигнала.
Функциональная подготовка – это развитие способности выполнять большие объемы тренировочных нагрузок при высокой интенсивности работы и без снижения качества.
Речь идет о развитии специальной выносливости, однако важность и трудоемкость работы дают основание для выделения ее в качестве особого вида подготовки.
Средствами функциональной подготовки могут быть:
приложение 7
Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Различают статическую, динамическую и взрывную силу.
Статическая сила проявляется в малоподвижных движениях: удержании положения тела или его частей, поднимании тяжелых предметов, отжимании, подтягивании, приседах. Динамическая сила проявляется в упражнениях со значительными перемещениями: беге, плавании, ходьбе на лыжах и других.
Взрывная сила проявляется в прыжках и метаниях.
При оценке силы важно различать:
Средствами развития силы являются упражнения, при выполнении которых необходимо преодолевать или противодействовать сопротивлению.
Виды сопротивлений делятся на:
Упражнения на развитие силы классифицируются по анатомическому признаку:
1. На силу мышц рук и плечевого пояса;
2. На силу мышц ног и туловища;
3. На силу мышц ног и тазового пояса.
Методы развития силы:
1. Метод повторных усилий:
а) выполнение упражнений определенное количество раз или ;
б) предельное количество - "до отказа";
2. Метод динамических усилий: максимальное количество раз за определенное время;
3. Метод статических усилий: фиксация какого-то положения определенное время;
4. Метод максимальных усилий: выполнение упражнений с максимальным отягощением.
Быстрота и методика ее развития
Быстрота - это способность выполнять движения в максимально короткий отрезок времени. Выделяют четыре элементарные формы быстроты:
1. Время реакции;
2. Время одиночного движения;
3. Резкость - быстрое начало;
4. Частота (темп) движений.
Большинство спортивных упражнений требуют комплекса форм быстроты.
Средства развития быстроты:
1. Упражнения, требующие быстрой реакции:
а) на движущийся объект - остановка, ловля, отбив или откат предмета;
б) выбора – что делать?
2. Упражнения, которые необходимо выполнять быстро, т.е. во время полета предмета (кувырки, повороты, перевороты и др.).
3. Движения, которые необходимо выполнять с максимальной частотой: - бег, вращения: скакалки, обруча, булав, ленты, малые круги, мельницы, спирали, змейки, жонглирования.
Правила развития быстроты:
1. Использовать только хорошо освоенные задания;
2. Задания выполнять на "свежие силы", непродолжительное время;
3. Трудность задания повышать постепенно.
Методы развития быстроты:
1. Облегчение условий - выполнение заданий "с горки", реакция на подвешенный или подаваемый предмет;
2. Выполнение заданий "за лидером";
3. Ориентировки по скорости - подсчет, хлопки, метроном, музыка;
4. Повторное выполнение заданий в стандартных условиях с околопредельной скоростью, сериями;
5. Усложнение условий - "в горку", на "неудобной" опоре, с неудобной и неожиданной подачи;
6. Игровые или соревновательные задания по типу "кто быстрее" и "кто больше".
Прыгучесть и методика ее развития
Прыгучесть - это способность к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, результатом которой является преодоление силы земного притяжения и переход в безопорное положение на некоторое время.
Мерилом прыгучести является время нахождения в безопорном положении, косвенным показателем - высота или длина отталкивания (прыжка).
Прыгучесть является скоростно-силовым качеством и зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Кроме того, важное значение имеет эффективность техники отталкивания, полета и приземления.
Средства развития прыгучести:
1. Упражнения на развитие эластичности мышц ног - растягивание;
2. Упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра;
3. Упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений;
4. Упражнения для изучения и совершенствования техники:
а) приземления - схождение и спрыгивание с возвышения;
б) отталкивания - пружинные движения, прыжки на двух и на одной ноге с координированной работой рук, туловища и головы;
в) полетной фазы - прыжковых поз;
5. Прыжки в глубину;
6. Упражнения на высоту или длину отталкивания - на возвышение, через препятствие, на ориентир;
7. Упражнения на прыжковую выносливость - многоскоки, прыжки со скакалкой.
Методы развития прыгучести:
повторный - повторное выполнение заданий с достаточным интервалом отдыха;
ориентировки по скорости;
усложнения условий - на мягкой или сыпучей опоре, с утяжелением;
игровой и соревновательный методы.
Координация и ловкость. Методика их развития
Координация - это способность к целесообразной организации мышечной деятельности за счет включения в работу только необходимых мышечных групп с целесообразной скоростью и силой мышечных напряжений. Критерием координации является точность воспроизведения движений по параметрам времени, пространства и мышечных усилий.
Ловкость - это способность быстро осваивать новые движения и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость измеряется по времени, необходимому для освоения новых движений или для перестройки действий.
Средства развития координации и ловкости:
упражнения на расслабление;
упражнения на быстроту реакции;
упражнения на согласование движений разными частями тела;
упражнения на точность воспроизведения движений по параметрам времени пространства и силы;
упражнения с предметами;
акробатические упражнения;
подвижные игры с необычными движениями.
Гибкость и методика ее развития
Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость достигается за счет мышечных напряжений, проходящих через суставы мышц, пассивная проявляется за счет приложения внешних сил. Измеряется гибкость угломером, прилагаемым к суставу.
Гибкость зависит от:
Средства развития гибкости:
Методы развития гибкости:
Упражнения на гибкость дают наибольший эффект, если их выполнять в тренировке дважды: в подготовительной части урока после разогревания и в самом конце тренировки на фоне утомления.
На первых порах упражнения на гибкость следует давать через день, чтобы мышцы успевали отдыхать, в дальнейшем - ежедневно.
- это способность сохранять устойчивое положение тела. Различают статическое равновесие - в позах и динамическое равновесие в движениях.
Длительность сохранения равновесия - это показатель не только уровня развития, но и функционального состояния ЦНС. Этот показатель используют так же как критерий тренированности и готовности гимнасток к соревнованиям.
Существенная роль в регуляции положения тела отводится двигательному и вестибулярному анализаторам, а также тактильному и зрительному.
Средства развития функции равновесия:
Выносливость и методика ее развития
Выносливость - способность противостоять утомлению и длительное время выполнять работу без снижения эффективности.
Различают общую и специальную выносливость: общая - в различных видах умеренной интенсивности, специальная - в определенном виде - скоростная, прыжковая, равновесная, предметная и другие.
Выносливость зависит от:
Методы развития выносливости:
Средства развития выносливости:
Методика тренировки гимнасток в соревновательном периоде
Соревновательный период совпадает с фазой стабилизации спортивной формы. Его цель – подготовка гимнасток к достижению максимальных спортивных результатов.
Задачи соревновательного периода:
1. Достижение технического и выразительного совершенства и надежности исполнения соревновательных комбинаций.
2. Приобретение функциональной готовности к предельным напряжениям.
3. Поддержание высокого уровня развития специальных физических способностей, базовых навыков и школы движений.
4. Мобилизация сил и формирование оптимальной психологической готовности к соревнованиям.
5. Приобретение опыта соревновательной борьбы.
Динамика тренировочных нагрузок зависит от структуры соревновательного периода. В кратковременном соревновательном периоде, т.е. при простой его структуре, объем нагрузки несколько снижается, а потом становится относительно постоянным, интенсивность возрастает максимально и стабилизируется. Если соревновательный период длителен, то он обычно имеет сложную структуру, состоит из соревновательных и промежуточных мезоциклов. В соревновательном мезоцикле сокращается объем и увеличивается интенсивность, затем в промежуточном мезоцикле вновь увеличивается объем и снижается интенсивность. Необходимость такой динамики обуславливается тем, что длительная интенсивная тренировка, в принципе, невозможна и это отрицательно скажется на сохранении спортивной формы
Наиболее типичным в этом периоде является соревновательный мезоцикл, который включает подготовку к соревнованиям, участие в соревнованиях и разгрузку. Его структура:
1. Втягивающий микроцикл – объем нагрузки возрастает в большей степени, чем интенсивность.
2. Базовый микроцикл – объем, и интенсивность продолжают возрастать.
3. Ударный микроцикл – объем стабилизируется, интенсивность возрастает до максимума – трехкратного превышения соревновательной нагрузки.
4. Настроечный микроцикл – объем нагрузки снижается, (2-3 дня) интенсивность сохраняется на прежнем уровне.
5. Соревновательный микроцикл – в соревновательном режиме.
6. Разгрузочный микроцикл – объем, и интенсивность нагрузки снижаются.
приложение 8
Тренировка и восстановление – составляющие единого процесса овладения высоким спортивным мастерством.
Система восстановительных мероприятий имеет комплексный характер, включает в себя различные средства, при применении которых нужно учитывать возраст, спортивный стаж, квалификацию и индивидуальные (возрастные) особенности юных спортсменов.
Необходимо использовать методические рекомендации по предупреждению переутомления и использованию средств восстановления. Педагогические средства восстановления:
Психологические средства восстановления:
К медико-биологическим средствам относятся следующие:
- гигиенические средства:
- физиотерапевтические средства:
- ультрафиолетовое облучение;
Педагогические средства восстановления являются основными в работе с подростками на этапе начальной подготовки. Различные медико-биологические средства восстановления необходимо применять в группах учебно-тренировочных и спортивного совершенствования, так как значительно возрастают интенсивность и объемы тренировочных нагрузок.
Повышаются требования к планированию занятия. Методически неправильно построенное учебно-тренировочное занятие не даст положительных результатов даже при использовании вспомогательных средств восстановления.
Психологические, гигиенические и медико-биологические средства повышают устойчивость растущего организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам, помогают снимать утомление за более короткое время, создавая этим дополнительные возможности спортивного роста.
Более быстрому восполнению энергозатрат помогает рациональное питание. Повышенная потребность спортсменок в полноценном белке, витаминах и минеральных веществах удовлетворяется введением дополнительных продуктов: спортивных напитков, печенья, мармелада. В период напряженных тренировок и соревнований питание является одним из важных средств повышения работоспособности и ускорения восстановительных процессов. Питание должно иметь оптимальную количественную величину, калорийность, хорошую усвояемость, высокие вкусовые качества и обеспечивать восполнение энергозатрат и обмен веществ в организме спортсменок.
Белково-витаминные препараты назначаются строго по медицинским показателям при крайней необходимости.
Постоянное применение одного и того же средства уменьшает восстановительный эффект. Адаптация происходит медленнее, эффект восстановления гораздо выше при использовании нескольких средств в комплексе. При составлении восстановительных комплексов следует в начале применять средства общего воздействия, а затем – локального (местного).
Комплексное использование восстановительных средств в полном объеме необходимо на этапе спортивного совершенствования после больших тренировочных нагрузок и в соревновательном периоде. После окончания занятий с малыми и средними нагрузками достаточно применения обычных водных процедур.
Если полное восстановление работоспособности осуществляется естественным путем, то в дополнительных восстановительных средствах нет необходимости, так как их применение снижает тренировочный эффект.
К мероприятиям оздоровительно-восстановительного характера можно отнести посещения спортивных состязаний по популярным видам спорта, концертов, спектаклей, музеев, участие в загородных прогулках, экскурсиях. Важно не только иметь знания о средствах и мероприятиях по восстановлению работоспособности спортсменок, но систематически и грамотно их применять.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Психологическая подготовка - это система психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование умения сохранять оптимальное психологическое состояние (спокойствие, самообладание) при сильном нервном напряжении: усталости, серьѐзной конкуренции, неудачах, лидировании и др. Кроме этого, психологическая подготовка решает задачи формирования и совершенствования основных психологических качеств и умений, воспитательные и образовательные задачи.
В системе психологической подготовки принято выделять:
В основе этой системе лежит: с одной стороны - психологические особенности вида спорта, с другой - психологические особенности спортсмена. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от гимнастики высоких результатов.
Базовая психологическая подготовка включает:
1. Развитие важных психологических функций и качеств: внимания, представления, ощущения мышления, памяти воображения.
2. Развитие профессионально важных способностей: координации, музыкальности, эмоциональности, а также способностей к самоанализу.
3. Формирование значимых морально - нравственных и волевых качеств: любви к спорту, целеустремлѐнности, дисциплинированности, упорства, самостоятельности, инициативности.
4. Психологическое образование - формирование системы специальных знаний о психике человека, психических состояниях, методах формирования нужного состояния и способах преодоления неблагоприятных.
5. Формирование умений регулировать психическое состояние, сосредотачиваться перед выступлением, мобилизовать силы во время выступлений, противостоять неблагоприятным воздействиям.
6. Развитие психологических функций и качеств, необходимых для эффективного исполнения гимнастических упражнений, интеллектуальная подготовка, мотивационно - волевая подготовка и нравственно - эстетическое воспитание являются составной частью всего педагогического процесса и осуществляются в ходе всей спортивной подготовки гимнасток. Средствами могут быть любые учебно-тренировочные задания, методами: разъяснение убеждение, личный пример, поощрение, наказание, стимулирование и др.
Психологическое образование и формирование умений регулировать психологическое состояние, сосредотачиваться, мобилизовывать свои силы, противостоять неблагоприятным воздействиям требуют специальных знаний и умений и осуществляются в ходе специальных теоретических и практических занятий.
Важное значение имеет система непосредственной подготовки к выступлению. Она может иметь большие или меньшее количество мероприятий, и должна разрабатываться индивидуально для каждой гимнастки.
Очевидно, что приѐмы непосредственной подготовки довольно просты: идеомоторное исполнение, дыхательные упражнения, само приказы, сосредоточение, но овладеть ими можно только при самом серьѐзном отношении и длительной систематической тренировке.
Методы психологической подготовки:
7. Модельные тренировки.
Психологическая подготовка к тренировкам.
Успех соревновательной деятельности в значительной степени зависит от качества предшествующего тренировочного процесса. Поэтому прежде, чем готовить гимнастку к стрессовым ситуациям соревнований, надо подготовить еѐ к трудной, продолжительной и даже монотонной тренировочной работе. Эта часть психологической подготовки - подготовка к тренировкам, должна решать две основные задачи:
Психологическая подготовка к соревнованиям
Подготовка к ответственным соревнованиям, в том числе психологическая, должна начинаться задолго до соревнований. Она опирается на базовую подготовку и должна решать следующие задачи:
После соревнований спортсменка переживает очень сложные психические состояния. То, как спортсменка переживает результаты своих выступлений, имеет большое значение для последующей работы его над собой, на возможности его дальнейшего роста.
При значимом для спортсменки успехе, естественно, она переживает удовлетворение, радость, укрепление веры в себя, желание ещѐ больше тренироваться и достичь ещѐ больших успехов. Но есть реальная опасность переоценки себя, недооценки соперников, и, как результат, снижение требовательности к себе, к тренировкам.
При неуспехе или поражении типичными являются эмоции огорчения, неудовлетворенности, обиды. Иногда они сопровождаются упадком сил, потерей уверенности, подавленностью, безразличием.
Как в случае успеха, так в случае поражения, необходима после соревновательная психологическая подготовка. Еѐ основные задачи:
Методы и средства психологической подготовки
В зависимости от конкретных задач методы и средства психологической подготовки разделяются:
Методы воспитания личности
Использование методов воспитания личности при психологической подготовке спортсменок преследует целью формирование и развитие у них определѐнных нравственных качеств, мотивов спортивной деятельности, а также определѐнного отношения, к ней.
Они используются обычно в базовой психологической подготовке, и в частности в нравственной подготовке. Нравственные качества не влияют на результативность гимнастики непосредственно во время соревнований, но они имеют большое значение для формирования и развития еѐ психических качеств. По существу, нравственные качества (честность, товарищество, дисциплинированность, коллективизм, и др.) являются определѐнными формами поведения спортсменки. Они стимулируют активность спортсменки, организуют еѐ психическую деятельность и содействуют тем самым развитию необходимых для спорта психических качеств.
В процессе нравственной подготовки гимнасток используются методы, применяющихся при нравственно-воспитательной работе вообще.
Это разъяснение, убеждение, воспитание навыков поведения, личный пример поощрение и наказание, стимулирование и др. Подбор конкретных методов нравственной подготовки требует тщательного учѐта индивидуальных особенностей гимнасток. Например, для гимнасток мыслительного типа целесообразно использовать словесные убеждения, а для гимнасток художественного типа - анализ конкретных примеров.
При подготовке гимнасток с ограниченным жизненным и соревновательным опытом следует уделять особое внимание практическому усвоению действий и навыков нравственного поведения.
Методы психологического воспитания
Способность к саморегуляции психической деятельности основана на определѐнном объѐме знаний, которым обладает гимнастка. Это знание требований и условий, в которых она действует, собственных функциональных и технических возможностей, а также собственных психических особенностей.
Такие знания гимнастка должна получать путѐм целенаправленного самонаблюдения и психологического образования. Самонаблюдение способствует формированию навыков самоконтроля. Психологическое образование даѐт необходимый минимум знаний о закономерностях психической деятельности и поведения. Объѐм психологических знаний должен включать знания о психических функциях в качествах, необходимых для деятельности гимнастки, о психических состояниях, которые могут возникать при осуществлении этой деятельности. Важное значение имеет также знание факторов, от которых зависит возникновение отрицательных психических состояний.
Психологическое образование позволяет познавать не только собственные психические особенности психики других лиц (например, подруг по команде, тренера и др.). Для этой цели спортсменке необходимо овладеть навыками объективного психологического наблюдения. Умение наблюдать и отмечать особенности состояния других людей имеет особенно большое значение для гимнасток, выступающих в групповых упражнениях. Эффективное взаимодействие в команде невозможно без взаимопонимания вообще и, особенно без понимания психического состояния членов команды в каждый отдельный момент соревнований.
Общие психологические знания помогают и самонаблюдению спортсменки, становятся целенаправленным и более содержательным. Посредством самонаблюдения спортсменка получает обратную информацию, которая необходима для регуляции собственной психической деятельности.
Методы обучения
При психологической подготовке гимнасток широко используется метод обучения. С помощью этого метода осуществляется формирование психических качеств и умений у спортсменок, развитие у них способности к саморегуляции психической деятельности. Метод обучения применяется в основном в ходе общей психологической подготовки. Значение этого метода особенно велико при формировании и совершенствований двигательных навыков. Сущность метода обучения состоит в использовании средств и приѐмов, создающих условия для целенаправленного и осознанного овладения двигательными навыками. С этой целью используются показ кинограмм, кинокольцовок, видеозаписи движений, словесная коррекция действий самоотчѐты и самоанализ движений, срочная информация и т. п. Всѐ это способствует созданию у гимнастки ясного и чѐткого представления о движении, зрительный образ которого органически связан с его психомоторными характеристиками.
Методы психологической тренировки
Психологическая подготовка гимнасток осуществляется также с помощью методов психологической тренировки. Посредством психической тренировки развиваются, совершенствуются психические функции и качества спортсменки, происходит их приспособление к специфическим условиям спортивной деятельности. Психическая тренировка используется и для регуляции психического состояния. Одним из распространѐнных методов этой тренировки является так называемая модельная тренировка.
Сущность модельной тренировки состоит в проведении спортивной тренировки в условиях, максимально приближѐнных к условиям соревнований. Специфика этого метода психологической подготовки заключается в создании условий, которые обычно затрудняют деятельность психических функций спортсменки. Например, задержка или преждевременное начало соревнований, шум, необъективные оценки судей, недостаток или избыток информации о соперницах и др.
Модельная тренировка широко используется для развития волевых качеств. Так для развития настойчивости эффективным является выполнение упражнений на оценку на фоне значительного утомления, для развития решительности - необходимость выбора между исполнением легко и низко оцениваемого или трудного, но высоко оцениваемого гимнастического сочетания.
В ходе психологической подготовки к конкретным соревнованиям целесообразно проводить тренировки по графику предстоящих соревнований.
Следует отменить, что использование модельной тренировки будет эффективно лишь в том случае, если она проводится до полной адаптации спортсменки к моделируемым условиям соревнований.
Одним из видов психической тренировки является метод десенсибилизации. Задача этого метода состоит в адаптации спортсменки к травмирующим психику факторами. Используемый для этой цели приѐм основан на чисто психическом воздействии. Предварительно изучаются субъективно значимые для гимнастки соревновательные факторы. Затем психолог или тренер предлагает спортсменке мысленно представить себя в психически травмирующей ситуации или специально говорит о ней.
Спортсменка рассказывает о возникающих у неѐ переживаниях и опасениях. Так повторяется несколько раз. В итоге сознательное манипулирование с психологическими барьерами или с психически травмирующими факторами постепенно адаптирует спортсменку к ним. Гимнастка привыкает к мысли о них, перестаѐт их бояться.
К методам психической тренировки относятся также приѐмы, основанные на мышечной активации. Разновидностями эти приѐмов являются аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка и др. Существует тесная связь между психическим состоянием человека и состоянием мышечного тонуса. Установлено, что психические переживания человека отражаются на степени напряжения его мышц. Выявлено также и обратное влияние - возможность через состояние мышечного тонуса воздействовать на психическое состояние человека. Общий принцип использования методов психорегулирующей тренировки заключается в следующем: спортсменку обучают самостоятельно регулировать мышечный тонус и связанные с его состоянием вегетативные функции по принципу самовнушения. В удобной для расслабления мышц позе спортсменка мысленно проговаривает определѐнные фразы, последовательно расслабляя основные группы мышц. Эта процедура требует полной концентрации внимания спортсменки на состоянии своего организма, что вызывает состояние психической релаксации и успокоения. Эти методы используются для психического восстановления спортсменки после больших тренировочных и соревновательных нагрузок. Кроме того, они применяются и для регуляции предсоревновательнных состояний. В этом случае особое значение имеет включение в психорегулирующую тренировку ещѐ одной дополнительной фазы - фазы активизации. После периода полного расслабления и успокоения спортсменка посредством того же самовнушения постепенно повышает мышечный тонус. Для этой цели можно мысленно представлять предстоящую деятельность. Эффективное применение методов психорегулирующей тренировки требует знание индивидуальных особенностей гимнастки и квалифицированного обучения этому методу.
При психологической подготовке к конкретным соревнованиям эффективными оказываются методы непосредственного психического воздействия. В ходе подготовки к соревнованиям, а также во время участия в них состояние спортсменки может существенно изменяться.
Эти изменения, как правило, касаются уровня активности гимнастки (стремление соревноваться, готовности к борьбе), степени еѐ концентрации на предстоящих действиях и психологического содержания активности (уверенность, самообладание, беспокойство, тревога и т. п.).
С помощью методов непосредственного психического воздействия можно преодолевать и изменять нежелательные состояния гимнастики.
Для этой цели широко используются методы словесного воздействия, с помощью которых можно убедить спортсменку в значимости тех или иных факторов, успокоить или, напротив, активизировать еѐ. Часто хороший эффект имеют и самовоздействия гимнастки на своѐ психическое состояние. Все формы словесного внушения специально подбираются для спортсменки в зависимости от еѐ индивидуальных особенностей, специфики состояния и от цели воздействия.
Помимо методов словесного внушения для регуляции предстартовых и соревновательных психических состояний используются и некоторые другие методы непосредственного воздействия. К ним относятся отвлечение внимания, изменение или уточнение задач участия в соревнованиях, стимуляции волевых усилий, побуждение к интеллектуальной активности и др.
Этот веб-сайт использует файлы cookie для повышения удобства работы с веб-сайтом. Переход по ссылке на наш веб-сайт или работа на веб-сайте подразумевают согласие со сбором данных посредством файлов cookie.