ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмопластика» |
Направленность |
Художественная |
Классификация |
По функциональному предназначению – общеразвивающая; по форме организации – групповая; по времени реализации – краткосрочная; по возрастным особенностям – для детей дошкольного возраста |
Составитель программы |
Любимова Валентина Владимировна, педагог дополнительного образования |
Учредитель
|
Управление образования и молодежной политики Администрации Октябрьского района |
Название учреждения
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п. Унъюган |
Адрес учреждения
|
628128, ХМАО – Югра, Октябрьский район, п. Унъюган, ул. Школьная, д. 15 |
География |
Октябрьский район п. Унъюган |
Целевая группа
|
Наполняемость: 1 обучения: 10 - 15 человек Возраст: 5 – 7 лет |
Обоснование для разработки программы
|
|
Цель программы
|
Содействие всестороннему развитию личности дошкольника, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребёнка, совершенствование двигательных умений и навыков средствами музыки и ритмических движений |
Задачи программы
|
1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ: - развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; - развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма; - развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; - развитие музыкальной памяти. 2. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ: - развитие ловкости, точности, координации движений; - развитие гибкости и пластичности; - воспитание выносливости, развитие силы; - формирование правильной осанки, красивой походки; - развитие умения ориентироваться в пространстве; - обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. 3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОТРЕБНОСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ В ДВИЖЕНИИ ПОД МУЗЫКУ: - развитие творческого воображения и фантазии; - развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове. 4. РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: - развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомиме; - тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; - развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления. 5. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО – КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ: - воспитание умения сопереживать другим людям и животным; - воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми |
Ожидаемые результаты
|
Систематические занятия ритмопластикой:
|
Кадровое обеспечение |
Педагог дополнительного образования, соответствующий требованиям профессионального стандарта |
Форма обучения |
Очная |
Срок реализации |
1 год |
Режим занятий |
1 год обучения – 2 учебных часа в неделю: 2 раза по 1 учебному часу. Продолжительность учебного часа - 30 минут |
"Детская ритмическая гимнастика с элементами игрового стретчинга" – ритмопластика - это физкультурно-музыкальное занятие оздоровительной направленности, основными средствами которого являются комплексы оздоровительных и гимнастических упражнений, развивающие игры, различные по своему характеру, выполняемые под музыку и оформленные танцевальными движениями.
Ритмопластика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмопластикой. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти - вот неполная характеристика красивого движения. Занимаясь ритмопластикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным. В данной программе используются не только музыкально-ритмические и имитационные движения, но и разнообразные упражнения, растяжки, игры. Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. Каждое занятие - это путешествие в сказку, это игры и перевоплощения в различные образы.
Опыт проведения ритмопластики показал, её привлекательность и доступность. Основу для ритмических композиций составляют простые движения, направленные на развитие у детей музыкальности, двигательных качеств и умений, чувства ритма, творческих способностей, нравственно-эстетических качеств. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка, а разнообразие используемой на занятиях музыки дарит детям мгновения чудесного самовыражения, развивает творческие способности, совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу.
Занятия ритмопластикой способствуют выработке устойчивой правильной осанки; укреплению и развитию различных групп мышц; укреплению иммунитета; улучшению координации движений; воспитанию в детях чувства внутренней свободы; уверенности в себе; развитию умения правильно и красиво двигаться; развитию творческих способностей, воображения; развитию чувства ритма, музыкального слуха и вкуса; речевому развитию; умения чувствовать и передавать характер музыки.
Метод музыкального движения используется для развития эмоциональной, коммуникативной, психофизической и духовно-нравственной сферы развития личности ребенка.
Программа позволяет ребенку применить опосредованным путем на разных занятиях, знания духовно-нравственных и общечеловеческих ценностях, определить и конкретизировать их для себя, научиться новой модели духовно-нравственного поведения. Это подтверждается сюжетами танца, музыкальным сопровождением, движениями, тематическим подбором.
Ребенок имеет возможность проработать духовно-нравственные ценности на трех уровнях - физическом, эмоциональном, интеллектуальном, научиться творческому применению полученных знаний в разных жизненных ситуациях.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмопластика» (далее программа) предназначена для работы с детьми дошкольного возраста.
Программа является модифицированной, имеет художественную направленность.
Актуальность программы
Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество. Ребёнок получает огромное удовольствие от того, что двигается под музыку, сочиняет сам! Ритмопластика — это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Ритмопластика развивает у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, темпа, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия ритмопластикой совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка. Основу для ритмических композиций составляют простые движения. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, дети овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и коммуникативные навыки.
Адресат программы: дети 5-7 лет.
Возрастные особенности. Дети становятся более артистичными и координированными, могут строить свое поведение, придерживаясь роли. Поэтому они с удовольствием изображают различные образы и импровизируют. Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, но теперь ребенок желает показать себя миру. Здесь очень важно выстраивать занятия так, чтобы дети могли проявить себя, обязательно хвалить их и отмечать, что ребенок старается, выполняет упражнение или движение правильно.
Условия формирования учебных групп
Количество учащихся в учебной группе составляет 10-15 человек. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.
На основании собеседования с родителями и заполнения документации допускается:
Объем программы
Продолжительность учебного года – 33учебных недель.
Таблица 1
Год обучения |
Объем образовательной нагрузки, ч. (33 учебные недели) |
||
недельная |
годовая |
за весь период обучения |
|
1 |
2 |
66 |
66 |
Май текущего учебного года - 3 учебные недели – резервное время, отведенное для 100 % реализации программы в случаях совпадения дней занятий с праздничными днями, отсутствия замены педагога, находящегося на больничном режиме, командировке, отпуске и т.д.
При своевременном исполнении программы резервное время используется педагогом для проведения дополнительных занятий, подготовки к промежуточной или итоговой аттестации учащихся. На данный период составляется дополнительное планирование, которое является неотъемлемой частью рабочей программы текущего учебного года.
Формы организации образовательного процесса
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Форма обучения: очная.
Формы проведения занятий: групповые.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 1 год обучения – 2 учебных часа в неделю: 2 раза по 1 учебному часу, продолжительность учебного часа - 30 минут.
Цель: содействие всестороннему развитию личности дошкольника, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребёнка, совершенствование двигательных умений и навыков средствами музыки и ритмических движений.
Задачи:
1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ:
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- развитие музыкальной памяти.
2. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОТРЕБНОСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ В ДВИЖЕНИИ ПОД МУЗЫКУ:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4. РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ:
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомиме;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО – КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Раздел 1 «Ритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Виды упражнений - хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки», “капельки”); акцентированная ходьба; движения руками в различном темпе; хлопки или удары ногой на каждый счёт, через счёт; сочетание ходьбы на каждый счёт с хлопками через счёт; выполнение ходьбы, бега, движений туловища в различном темпе; акцентированная ходьба махом руками вниз на сильную долю такта; поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2 счёта, на каждый счёт; поочередное поднимание и опускание рук по линиям.
Раздел 2 «Гимнастика» служит основой для освоения ребёнком различных видов движений. В раздел входят - строевые упражнения (виды упражнений: построение в шеренгу и в колонну по команде; повороты прыжком; построение из одной шеренги в две; ходьба и бег «змейкой»; ходьба и бег врассыпную; перестроение в три или четыре колонны по ориентирам; ходьба и бег в колонне по диагонали зала; ходьба и бег в колонне со сменой направления движения по команде воспитателя; перестроение в две колонны расхождением через одного через центр зала; ходьба с перестроением парами; ходьба с перестроением тройками), - общеразвивающие упражнения (с предметами – ленточками, обручами, флажками, мячами и др. и без предметов), а также задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные упражнения (виды упражнений: группировки сидя, лёжа на спине; перекаты в положении сидя, лёжа («орешек», «брёвнышко»); равновесие на носках («балерина»); равновесие, стоя на одной ноге («петушок», «цапля», «ласточка»); равновесие в упоре сидя («самолёт»); на гибкость («мостик», «кольцо», «шпагат», «берёзка», «птица», «книжка»); на формирование осанки («стрела», «ракета», «веточка», «змея») и другие).
Раздел 3 «Танцы» направлена на формирование у детей танцевальных движений. Доставляет эстетическую радость занимающимся детям. В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного, бального, современного и ритмического. Виды упражнений: шаг с носка, на носках; приставной шаг в сторону с приседанием, с хлопком; шаг с подскоком; скрестный шаг; русский хороводный; шаг с поворотом на 180*, на 360*; галоп прямой и боковой; шаг с притопом; русский шаг-«припадание»; «гармошка»; «ковырялочка»; тройной шаг с притопом; комбинации из танцевальных шагов.
Раздел 4 «Танцевально – ритмическая гимнастика» направлен на формирование у детей пластичности, гибкости и координации. В разделе представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.
Раздел 5 «Пластика» - «Игровой стретчинг» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости детей. Ребёнок обретает умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.
Раздел 6 «Пальчиковая гимнастика» и служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения обогащают внутренний мира ребёнка. Оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развитию фантазии.
Раздел 7 «Игровой самомассаж» направлен на закаливание и оздоровление детского организма, получение ребёнком радости и хорошего настроения, формирование у ребёнка сознательного стремления к здоровью, навыка собственного оздоровления.
Варианты упражнений: «Носом - вдох, а выдох – ртом»; «Вороны»; «У меня спина прямая»; «Разотру ладошки сильно»; «Руки к солнцу поднимаю»; «Я лежу на воде, как медуза на спине»; «Шалтай – Болтай сидит на стене»; «Ныряние»; «Подуем на плечо, подуем на другое»; «Руки кверху поднимаем»; «Воздух мягко набираем, шарик красный надуваем»; «Один, два, три, четыре, пять, все умеем мы считать», «Ветер дует нам в лицо»; «Ладошки, ладошки, утюжки-недотрожки»; «Вот встречаются зайчата, как погреться нам ребята»; «Ручки разотру, тепло сохраню».
Раздел 8 «Музыкально – подвижные игры» является ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования. Варианты игр: «Найди своё место»; «Нитка – иголка»; «Мы – весёлые ребята»; «Совушка»; «Цапля и лягушки»; «У медведя во бору»; «Море волнуется»; «Ровным кругом»; «Карлики и великаны»; «Два мороза»; «Космонавты»; «Музыкальные стулья»; «Музыкальные змейки»; «Волк во рву»; «Запев – припев»; «Горелки»; «Эхо»; «Мы пойдём сначала вправо»; «Магазин игрушек»; «Мяч по кругу»; «Давайте все делать как я»; «Лавота»; «Ну-ка повторяй» «Это что за маскарад».
Раздел 9 «Игры – путешествия» включают в себя все виды подвижной деятельности. Служит основой для закрепления умений и навыков, приобретённых ранее, помогает сплотить ребят, побывать, где захочешь и увидеть, что хочешь, стать, кем мечтаешь.
Раздел 10 «Креативная гимнастика» способствует развитию выдумки, творческой инициативы. Здесь создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощения. Раздел включает в себя музыкально-творческие игры и специальные задания.
Таблица 2
№
|
Темы разделов, подразделов |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Раздел 1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты Элементы музыкальной грамоты Музыкально — ритмические упражнения, гимнастика Построения и перестроения Слушание музыки Гимнастика |
1 |
6 |
7 |
2. |
Раздел 2. Гимнастика Элементы классического танца Элементы народно — сценического танца |
1 |
6 |
7 |
3. |
Раздел 3. Танцы Детские бальные и народные танцы Образные танцы (игровые) Постановка танцевальной композиции |
1 |
6 |
7 |
4. |
Раздел 4. Танцевально – ритмическая гимнастика Игровые этюды Музыкально — танцевальные игры |
1 |
6 |
7 |
5. |
Раздел 5. Пластика — игровой стрейчинг
|
1 |
6 |
7 |
6. |
Раздел 6. Пальчиковая гимнастика
|
- |
6 |
6 |
7. |
Раздел 7. Игровой самомассаж |
- |
6 |
6 |
8. |
Раздел 8. Музыкально подвижные игры
|
- |
6 |
6 |
9. |
Раздел 9. Игры-путешествия Включает в себя все виды двигательной активности. |
- |
6 |
6 |
10. |
Раздел 10. Креативная гимнастика Музыкально — творческие игры и специальные задания |
1 |
6 |
7 |
|
Итого: |
6 |
60 |
66 |
Таблица 3
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Цель занятия |
Дата проведения занятия |
|
план |
факт |
||||
1-2 |
Что такое ритмопластикака. Гимнастика. Танцевально ритмическая гимнастика |
1 1 |
Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению |
|
|
3-4 |
Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса. Танец -хлопки в такт музыки (дождик). Топанье ногами (гром). Гимнастические упражнения для развития правильной осанки, профилактики плоскостопия и укрепления мышечного корсета |
1 1 |
Начать приучать учащихся к танцевальной технологии |
|
|
5-6 |
Хореографические упражнения, танцевальные шаги, игра «Найди своё место». Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания). Пластически игровой стрейчинг |
1 1
|
Научить ритмично исполнять различные мелодии |
|
|
7-8 |
Танцевально-ритмическая гимнастика, Танец «Мы едем, едем, едем». Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. Музыкально подвижная игра "Чунга-чанга», «На крутом бережку» |
1 1 |
Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне |
|
|
9-10 |
Элементы игрового стрейчинга. Креативная гимнастика, пальчиковая гимнастика. Игровой самомассаж. Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс |
1 1 |
Объяснить как должна располагаться фигура относительно зрителя |
|
|
11-12 |
Танцевально — ритмическая гимнастика «Лягушата». Танцы народов РФ, их особенности и костюмы. Игра- путешествие |
1 1
|
Познакомить с танцами народов РФ |
|
|
13-14 |
Танец. Ритмика. Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. Хлопки в такт музыке. Топанье ногами |
1 1 |
Разучить основные упражнения для рук в форме танцевальной зарядки |
|
|
15-16 |
Танцевально ритмическая гимнастика «Танец сидя». Музыкально подвижная игра «На крутом бережку» |
1 1 |
Научить составлять небольшие танцевальные комбинации |
|
|
17-18 |
Танцевально ритмическая гимнастика, хореографические упражнения и танцевальные шаги с предметом (обруч, платок, гимнастическая палка, ложки, бубен) |
1 1 |
Развить ритмичность с предметом |
|
|
19-20 |
Элементы игрового стрейчинга. Игровой самомассаж. Простейшие танцевальные элементы в форме игры. Плавные движения руками, ходьба на носках |
1 1 |
Разучить танцевальные элементы в форме игры |
|
|
21-22 |
Креативная гимнастика, пальчиковая гимнастика. Понятие пантомима. Игра-путешествие |
1 1 |
Дать понятие пантомима. Рассказать об этюдной работе |
|
|
23-24 |
Танцевально ритмическая гимнастика. Гимнастика. Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика. Легкий бег, построение в кругу |
1 1 |
Развить пластичность и мягкость движений под музыку |
|
|
25-26 |
Хореографические упражнения, танцевальные шаги. Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения «Рыбак и рыбка», «Если весело живется». Игровой стрейчинг |
1 1
|
Использовать на уроке флажки, мячи и постоянно напоминать о правильной осанке, правой стороне |
|
|
27-28 |
Музыкально подвижная игра «Цапля». Упражнения для профилактики плоскостопия. Игровой самомассаж |
1 1 |
Разучить основные упражнения профилактики плоскостопия |
|
|
29-30 |
Элементы игрового стрейчинга. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки |
1 1 |
Научить правильно дышать. Следить за осанкой во время учебы |
|
|
31-32 |
Креативная гимнастика и пальчиковая гимнастика. Упражнения для суставов. Игровой самомассаж. Разминка «Буратино», «Зайчик и лисичка» |
1 1 |
Провести небольшую профилактику суставов |
|
|
33-34 |
Танцевально ритмическая гимнастика. Упражнения «Пружинки» «Насосы», «Ванька-встанька». Упражнения на расслабление мышц. Креативная ритмопластика |
1 1 |
Научить учащихся расслаблять мышцы |
|
|
35-36 |
Этюдная работа. Пантомима. Музыкально подвижная игра «Телефон», «Море волнуется». Игра-путешествие |
1 1 |
Поиграть в различные игры связанные с этюдной работой |
|
|
37-38 |
Игровой самомассаж. Хореографические упражнения и танцевальные шаги. Позиции рук и ног. Приставной шаг, скрестный шаг, приседания. Креативная ритмопластика |
1 1 |
Научиться определять медленно, быстро, умеренно |
|
|
39-40 |
Элементы игрового стрейчинга. Игровой самомассаж. Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница» |
1 1 |
Разучить новые танцевальные элементы |
|
|
41-42 |
Настроение в музыке и танце. Характер исполнения. Удары ногой на каждый счет. Марш. Бег. Построение в линии |
1 1 |
Научить определять характер мелодии и подбирать оригинальное исполнение движения |
|
|
43-44 |
Танцевально ритмическая гимнастика. Полька «Мы пойдем сначала вправо». Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы |
1 1 |
Познакомить с основными выразительными средствами музыки и танца |
|
|
45-46 |
Дыхательное упражнение «Шарики». Творческая игра «Кто я?». Креативная гимнастика “На горке” Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю», «Этот пальчик – дедушка…» Правила танцевального этикета |
1 1 |
Объяснить основные правила танцевального этикета |
|
|
47-48 |
Танцевально-ритмическая гимнастика. Игровой самомассаж. Упражнение на дыхание и расслабление «Руки к солнцу поднимаю» |
1 1 |
Увлечь детей занятиями ритмопластикой. |
|
|
49-50 |
Пластический игровой стрейчинг. Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце |
1 1 |
Продолжать знакомить детей с музыкальными понятиями |
|
|
51-52 |
Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха. Игровое путешествие. Пальчиковая гимнастика. «Сидит белка на тележке» |
1 1 |
Развить музыкальный слух |
|
|
53-54 |
Креативная гимнастика. Повторение и закрепление пройденного материала. Упражнения в парах “Лодочка”, “Вертушка”, “Звездочка” |
1 1 |
Проверить усвоение пройденного материала |
|
|
55-56 |
Гимнастика. Бег по кругу с ноги на ногу. Гимнастическое дирижирование. Танец «Маленькая страна» |
1 1 |
Научить «Открыванию рук во 2 позиции, ногу в сторону на носок, наклон корпуса в сторону |
|
|
57-58 |
Упражнение с двумя лентами «Четыре таракана и сверчок». Перестроение в две колонны. Размыкание по ориентирам. Упражнение на расслабление «Руки кверху поднимаем» |
1 1 |
Научить выполнять движения в разном темпе |
|
|
59-60 |
Танец «Маленькая страна». Самомассаж: «Трём рукой – мочалкой». Пальчиковая гимнастика «Птички прилетели», «Колокольчик всё звенит» |
1 1 |
Научить выполнять самомассаж |
|
|
61-62 |
Прыжки из 1 позиции во 2. Прямой галоп, галоп в сторону. Упражнение на расслабление «Шалтай – Болтай сидит на стене». Пальчиковая гимнастика «Воздушный шар», «Гонка мяча по кругу», «Гулливер и лилипуты». Прыжки с вынесением ноги на носок вперёд. |
1 1 |
Разучить новые танцевальные элементы |
|
|
63-64 |
Танцевально-ритмическая гимнастика. Ходьба по кругу: на короткие звуки (восьмые) – 8 хлопков, на длинные (четвёртые) – 4 хлопка. Перестроение из одной колонны в три. Поворот вправо, влево из 3 позиции ног. Комбинация из шагов польки, галопа и прыжков. Творческая игра «Море волнуется» |
1 1 |
Разучить новые танцевальные элементы |
|
|
65-66 |
Игровой самомассаж «Разотру ладошки сильно». Сюжетное занятие «Приходи, сказка!» |
1 1 |
Подвести итоги обучения |
|
|
|
ИТОГО: |
66 |
|
|
|
Ожидаемые результаты
Систематические занятия ритмопластикой:
Эффективность занятий определяется показателем общего состояния ребёнка в конце года, его адаптацией к нагрузке, координацией движений, тонусом мышечной системы.
На конец обучения по программе учащиеся будут знать:
Учащиеся будут уметь:
реализации программы
Таблица 4
Наименование критерия |
Показания критерия |
Возрастная категория |
5-7 лет |
Календарная продолжительность учебного года, в том числе: |
01 сентября - 31 мая 36 недель |
1 полугодие |
01 сентября – 31 декабря 17 недель |
2 полугодие |
8-9 января – 3 апреля 15 недель
Резервное время 01 мая – 31 мая 3 недели |
Объем недельной образовательной нагрузки в часах, в том числе: |
2 учебных часа
|
В 1 половину дня |
- |
Во 2 половину дня |
1 учебный час, 2 раза в неделю
|
Сроки проведения мониторинга реализации программы |
Декабрь, май текущего учебного года |
Летний период |
|
Календарная продолжительность летнего периода |
01 июня - 31 августа |
13 недель |
|
Объем недельной образовательной нагрузки в часах, в том числе: |
- |
В 1 половину дня |
- |
Во 2 половину дня |
- |
Праздничные дни |
|
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на учебную группу);
К – полный комплект (на каждого учащегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учащихся);
Г – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 учащихся).
Таблица 5
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
Количество |
Технические средства обучения |
|
Музыкальный центр |
Д |
Экранно – звуковые пособия |
|
Аудиозаписи музыкальные |
Д |
Учебно – практическое оборудование |
|
Палка гимнастическая |
К |
Скакалка гимнастическая |
К |
Мяч гимнастический |
К |
Коврик гимнастический |
К |
Аптечка |
Д |
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Итоговая аттестация – это оценка качества обученности учащихся по программе по итогам окончания обучения.
Цель аттестации: выявление уровня развития способностей и личностных качеств учащегося, их соответствие прогнозируемым результатам программы на данном этапе обучения или по окончании обучения по программе.
Задачи аттестации:
Форма проведения аттестации: выполнение контрольных заданий и др.
Примерные оценочные материалы представлены в приложениях к программе.
Формы и содержание, сроки аттестации определяются педагогом, рассматриваются на заседании методического объединения.
Основные принципы организации занятий
Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ.
Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.
Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.
Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.
Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.
Принцип постепенного и последовательного повышения нагрузок. Постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе тренировок. Однако, для улучшения возможностей необходим «отдых». Сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления дает наилучшие результаты.
Вариативность. Варьируются: интенсивность и продолжительность нагрузки, разносторонность нагрузки, физическое и психическое напряжение. Варьирование необходимо для предотвращения травм. Оно улучшает не только психическое, но и психологическое состояние человека.
В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.
В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: ритмика, гимнастика, танец, игровой стретчинг.
В нетрадиционные виды упражнений входят разделы: пластика, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры.
В креативную гимнастику входят разделы: музыкально-творческие игры и специальные задания.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Структура учебного занятия
Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.
Информационные источники, используемые при реализации программы
Методические пособия для педагога:
1. Е.В. Конорова «Методическое пособие по ритмике» выпуск 1 Скачать
2. Е.В. Конорова «Методическое пособие по ритмике» выпуск 2 Скачать
3. А. Луговская «Ритмические упражнения игры и пляски» часть 1 Скачать
4. А. Луговская «Ритмические упражнения игры и пляски» часть 2 Скачать
5. Г.А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Скачать
6. Т.Ф. Коренева «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Скачать часть 1, часть 2 New
7. Е.Н Котышева «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» Скачать
8. Т. Образцова «Музыкальные игры для детей» Скачать
9. Лифиц И.В. — Ритмика: Учебное пособие Скачать
10. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 1 Скачать
11. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 2 Скачать
12. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 3 Скачать
13. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 4 Скачать
14. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 5 Скачать
15. И. Каплунова И новосельцева «Этот удивительный ритм» Скачать
16. Михайлова, Воронина «Танцы, игры» Скачать
17. М.Б. Зацепина «Музыкальное развитие детей» Скачать
18. Музыкально-ритмические игры Скачать
19. Г.Федорова «Поиграем, потанцуем» Скачать
20. А.Е. Чибрикова-Луговская «Ритмика» Скачать
21. Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Скачать New
Интернет-ресурсы:
Современный взгляд на русский танец http://dancehelp.ru/catalog/415-Sovremennyy_vzglyad_na_russkiy_tanets/
Книги по хореографии http://eknigi.org/dlja_detej/162447-azbuka-xoreografii.html
Наглядное пособие для учащихся:
Дополнительные методические материалы представлены в приложениях к программе.
Реализация программы обеспечивается педагогом дополнительного образования, соответствующим требованиям профессионального стандарта: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки".
Воспитание в коллективе – это целенаправленный творческий процесс взаимодействия педагога и воспитанников. А также создание условий для позитивной адаптации и развития личности ребенка, социализации и интеграции воспитанника к нынешней и будущей жизни.
Воспитательный процесс в нашем коллективе представляет собой целостную динамическую систему, направленную на формирование творческого коллектива, создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого воспитанника. Создание таких условий осуществляется педагогом через включение ребенка в различные виды социальных отношений в обучении, общении и практической деятельности.
В основе программы по воспитательной работе лежат основные направления:
Нравственное воспитание
Нравственное воспитание включает в себя культурное и духовное воспитание. Развивает такие качества как честность и порядочность, неравнодушие к боли и страданиям окружающих. Культурное и духовное воспитание развивает эстетический вкус и хорошие манеры, умение творить и создавать. Формирует полезные привычки.
Примерные мероприятия: подготовка и участие в праздниках, творческие встречи с другими коллективами, посещение концертов, выставок, походы в театр, беседы «Поговорим об этикете», «Посеешь привычку, пожнешь характер», «О вредных привычках» и др.
Организация здорового образа жизни
Физическое воспитание нацелено не только на формирование телесного здоровья, но и на ведение здорового образа жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат школьникам психическую устойчивость и адаптацию к стрессовым ситуациям (адаптация в новом коллективе, публичные выступления и т.д.).
Примерные мероприятия: психологические упражнения, беседы о личной гигиене, здоровом питании, о технике безопасности на занятиях, дни здоровья и др.
Мероприятия по предупреждению правонарушений воспитанников
Знакомство с правилами внутреннего распорядка, с правами и обязанностями учащихся в МБУДО «ДДТ», тематические беседы, конкурсы, викторины и т.д.
Работа с родителями предполагает:
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Диагностика «Оценка уровня знаний учащихся по программе»
1 вариант
Задание № 1
Музыкально - ритмическая разминка. Задание на выявление знаний комплекса базовых упражнений и танцевальных элементов выявление уровня выразительности и грамотного исполнения движений.
Оценка задания:
высокий уровень - 5 баллов (повторяет с первого раза без ошибок, яркое, энергичное исполнение элементов разминки);
средний уровень - 4 балла (сбивается при выполнении элементов, выполнение элементов без эмоциональной отдачи);
низкий уровень 3 балла (испытывает затруднения при выполнении разминки,
механическое исполнение элементов).
Задание № 2
Коллективно - порядковые движения. Выполнение танцевальных элементов (элементы с маршировкой, построениями и перестроениями).
Оценка задания:
высокий уровень - 5 баллов (выполняет элементы четко и быстро);
средний уровень - 4 балла (выполняет элементы с подсказкой, путает элементы);
низкий уровень 3 балла (затрудняется в выполнении элементов).
Задание № 3
Конкурс-соревнование: «Проведи разминку сам»
Позволяет выявить уровень артистичности учащегося, возможности к импровизации, коммуникативные навыки. Учащиеся по очереди проводят разминку с группой.
Оценка задания:
высокий уровень - 5 баллов (разминка придумана и проведена самостоятельно, учащийся раскрепощен, коммуникабелен);
средний уровень - 4 балла (тренинг придуман и проведен с подсказками педагога, учащийся стеснителен);
низкий уровень 3 балла (испытывает серьезные затруднения в проведении разминки).
2 вариант
Задание № 1
Музыкально-ритмическая координация. Умение координировать (согласовывать) движение частей тела под музыку путем повторения показанных педагогом комбинаций «Х», «Х», «Х»
Оценка задания:
- высокий уровень - 5 баллов (повторяет с первого раза без ошибок);
- средний уровень - 4 балла (повторяет после нескольких показов);
- низкий уровень - 3 балла (затрудняется повторить).
Задание № 2
Коллективно-порядковые движения. Выполнение заданной танцевальной композиции.
Оценка задания:
- высокий уровень - 5 баллов (имеет понятия построения танцевальной композиции: круг, линия, диагональ);
- средний уровень - 4 балла (путает понятия: круг, линия, диагональ);
- низкий уровень - 3 балла (затрудняется в выполнении).
Задание № 3
Танцевальная композиция на заданную тему, позволяет выявить уровень артистичности учащегося, возможности к импровизации, коммуникативные навыки.
Оценка задания:
- высокий уровень - 5 баллов (с легкостью импровизирует, артистичен, коммуникабелен);
- средний уровень - 4 балла (импровизирует, чувствует себя скованно);
- низкий уровень - 3 балла (затрудняется в выполнении).
Карта диагностики учащихся
№
И.Ф. ребенка ___________________________
№ |
Фамилия, имя учащегося |
1 задание |
2 задание |
3 задание |
||||||
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Виды контроля
Предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы) проводится в начале обучения в виде прослушивания и опроса.
Текущий контроль: отслеживание активности учащихся в выполнении ими заданий.
Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков на последнем занятии) аттестация учащихся.
Формы и содержание итоговой аттестации:
– диагностика, тестирование, показательное выступление, презентация и т.д.
Критерии оценки планируемых результатов освоения программы
Высокий уровень освоения программы |
Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; на итоговом выступлении показывает отличный результат (полностью выполненный без ошибок творческий номер) |
Средний уровень освоения программы |
Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; на итоговом выступлении показывает хороший результат (полностью выполненный творческий номер с незначительными ошибками) |
Низкий уровень освоения программы |
Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; на итоговом выступлении показывает слабый результат (частично или полностью невыполненный творческий номер с большим количеством ошибок) |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНОГО И ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Цель мониторинга: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия
Метод мониторинга: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).
Для каждого возраста определяют разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах.
Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э—5).
По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно встает поближе к педагогу, чтобы его было видно, то это характеризует его как экстраверта, и наоборот, если ребенок всегда старается спрятаться за спину других, то, скорее всего, его можно определить как интроверта. При сопоставлении этих наблюдений с другими проявлениями детей педагог может делать важные выводы о внутреннем мире ребенка (благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне), о его состоянии на данный момент по типичности или не типичности поведения и т.д.
Можно условно оценить проявление данных характерологических особенностей детей: зрительно разделить пространство зала на 5 зон по степени удаленности от педагога и посмотреть, какое место выбирает ребенок на занятии.
Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе. Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные "па". Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно — это высокий уровень, оценка — 5 баллов. Если выполняет с некоторыми подсказками, то от 4-х до 2-х баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания — оценка 0-1 балл.
Память — способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти — оценка 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.
Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон — это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.
Запаздывание, задержка и медлительность отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.
Оценки выставляются следующим образом: N — норма (5 баллов); В (возбудимость), 3 (заторможенность) — от 1 до 4 баллов (В-1, В-2, 3-1, 3-2 и т.д. — в зависимости от степени выраженности данного качества).
Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).
Гибкость, пластичность — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения ("рыбка", "полушпагат" и др. — от 1 до 5 баллов).
В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Требования к подбору музыки
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:
- небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);
умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;
- 2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;
- музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера — "дождик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших).
Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Требования к подбору движений
В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствуют быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания.
Для подбора упражнений соответствующие темпу музыке предлагаются следующие критерии:
Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Критерии определения доступности музыкально-ритмических упражнений
Обобщая вышеизложенные требования к подбору музыки и движений, мы определили следующие критерии доступности композиций в соответствии с 1, 2 и 3 уровнями сложности, а именно:
3. Доступность движений
1-й уровень — небольшая,
2-й уровень — средняя,
3-й уровень — высокая нагрузка;
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Контроль за самочувствием детей
Во время музыкально-ритмических занятий необходимо руководствоваться общей заповедью "Не навреди!", поэтому:
В беседах с воспитателями и родителями выясняю все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях. В общении с детьми использую личностно-ориентированный подход.
Этот веб-сайт использует файлы cookie для повышения удобства работы с веб-сайтом. Переход по ссылке на наш веб-сайт или работа на веб-сайте подразумевают согласие со сбором данных посредством файлов cookie.