ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Играй, свирель» |
Направленность |
Художественная |
Классификация |
По функциональному предназначению – общеразвивающая, учебно-познавательная; по форме организации – групповая, индивидуально-ориентированная; по времени реализации – краткосрочная; по возрастным особенностям – разновозрастная |
Составитель программы |
Сизова Анастасия Николаевна, педагог дополнительного образования |
Учредитель |
Управление образования и молодежной политики администрации Октябрьского района |
Название образовательной организации |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Унъюган |
Адрес образовательной организации |
628128, ХМАО-Югра, Октябрьский район, п. Унъюган, ул. Школьная, д. 15 |
География |
Октябрьский район, п. Унъюган |
Целевая группа |
Возраст: 6-15 лет Наполняемость: 10-15 человек |
Обоснование для разработки программы |
|
Цель программы |
Приобщение учащихся к инструментальному музицированию на народном инструменте - свирель |
Задачи программы |
оркестре;
|
Ожидаемые результаты |
В результате освоения программы у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия. Личностные: нравственно – эмоциональная отзывчивость на основе восприятия чувств других людей, понимание основных моральных норм, таких, как честность, правдивость, отзывчивость и ответственность. Регулятивные: умение взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности, целеустремлённость в достижении цели, установка на улучшение результатов своей деятельности и оптимистическое восприятие мира. Познавательные: ориентироваться в тексте песни, различать куплет и припев; строить музыкальную речь с учётом артикуляционных и дикционных навыков. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вырабатывать умение договариваться в конфликтной ситуации, сохраняя доброжелательное отношение друг к другу. |
Кадровое обеспечение |
Педагог дополнительного образования, соответствующий требованиям профессионального стандарта |
Форма обучения |
Очная |
Срок реализации |
7 месяца |
Режим занятий |
2 часа в неделю: 2 раза по 1 учебному часу, продолжительность учебного часа – 40 минут |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Играй, свирель» (далее - программа) по своей направленности художественная.
Коллективное инструментальное музицирование направлено на воспитание интереса и любви к музыке; развитие эмоциональности детей и способности воспринимать, переживать и понимать музыку; приобретение собственного опыта музыкальной деятельности через игру в оркестре.
В основе воспитания интереса и любви детей к музыке, понимания ими музыкального искусства как особой ценности, и, на этой основе, развития его духовно-интеллектуальных и художественно-творческих личностных качеств, способностей, возможностей закладывается - собственная активная деятельность ребенка при освоении музыкального искусства.
Актуальность программы
Коллективное инструментальное музицирование как вид музыкального исполнительства является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли.
Данный вид деятельности самым естественным образом развивает музыкальные способности и исполнительские возможности детей, приобщая их к совместному музицированию, вызывая радость коллективного творчества.
В коллектив принимаются все желающие независимо от их музыкальных способностей. В конце обучения учащийся получает объём знаний, позволяющий владеть элементарными навыками инструментального музицирования.
Отличительной особенностью программы является ее направленность на ознакомление учащихся с инструментальным музицированием для дальнейшего обучения по долгосрочной программе. При этом педагог выступает не только как вдохновитель, организатор, но и как участник совместного творческого процесса. Педагог и ученик предстают как равноправные партнеры творческого процесса.
Неразрывна связь учебной работы с творческой, которая происходит непосредственно на занятиях через творческое соучастие детей в работе над произведениями: это и создание разнообразны иллюстраций, использование элементов театрализации, подключения разнообразных шумовых инструментов.
Адресат программы: дети 6-15 лет.
Программа разработана с учетом:
Природная любознательность побуждает ребенка к исследованию звука, пониманию зависимости качества звучания от способа извлечения, зависимости «содержания» звука от эмоционально-смысловых переживаний. Различные приемы игры на инструментах позволяют получить звук разного качества, а, следовательно – разного «содержания», но экспериментирование со звуком не должно выходить за рамки красивого звучания.
Формирование отношения ребенка к музыкальному звуку наиболее эффективно начинать с инструментов элементарного музицирования, где способ действия не вызывает затруднения, а овладение разнообразным инструментарием помогает воспитанию «красочного слуха» – ярких ассоциаций между тембром звука и цветом.
Инструменты «открываются» ребенку постепенно, и чем многограннее будет их исследование, тем ярче эмоционально-ассоциативное восприятие окраски звука. Ребенок совершает «путешествие» – проходит путь от словесного описания внешних признаков инструмента: формы, цвета, конструкции, материала, из которого он изготовлен, к его главной тайне – неповторимому «голосу». Он должен найти то единственное красивое звучание, которое живет внутри инструмента и рождается в результате правильно организованной пластики и отношения к инструменту со стороны ребенка.
В работу включаются ударные инструменты, не имеющие определенной высоты звучания. Они незаменимы в формировании метроритмического чувства детей. Инструменты с определенной высотой звучания, обладающие большими выразительными возможностями, помогут сформировать более сложные исполнительские навыки, направленные на раскрепощение и организацию моторно-двигательного аппарата, мышечную свободу. Игра на инструментах элементарного музицирования помогает развить и сформировать устойчивую метроритмическую способность, игра на свирели – осмысленно относиться к мелодическому рисунку, выразительному интонированию.
Условия формирования учебных групп
Количество учащихся в учебной группе составляет 10-15 человек. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. В группу принимаются все желающие. Специального отбора не производится.
На основании успешного прохождения собеседования допускается:
Объем программы
Продолжительность учебного года – 24 учебных недели.
Таблица 1
Годы обучения |
Объем образовательной нагрузки, ч. (33 учебные недели) |
||
недельная |
годовая |
за весь период обучения |
|
1 |
2 |
48 |
48 |
Май текущего учебного года - 3 учебные недели – резервное время, отведенное для 100 % реализации программы в случаях совпадения дней занятий с праздничными днями, отсутствия замены педагога, находящегося на больничном режиме, командировке, отпуске и т.д.
При своевременном исполнении программы резервное время используется педагогом для проведения дополнительных занятий, подготовки к промежуточной или итоговой аттестации учащихся. На данный период составляется дополнительное планирование, которое является неотъемлемой частью рабочей программы текущего учебного года.
Формы организации образовательного процесса
Основными видами деятельности, лежащими в основе содержания предмета «Коллективное инструментальное музицирование», являются игра на Орф-инструментах; игра на свирели; игра в ансамбле; ритмические упражнения, ритмоинтонирование, ритмодекламация; пластическое интонирование; творческие упражнения, импровизация, сочинение.
Форма обучения: очная.
Формы проведения занятий: групповые.
Срок освоения программы: 7 месяцев.
Режим занятий: 2 часа в неделю: 2 раза по 1 учебному часу, продолжительность учебного часа - 40 минут.
Цель: приобщение учащихся к инструментальному музицированию на народном инструменте - свирель.
Задачи:
Таблица 2
№ |
Наименование раздела |
Количество учебных часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Классификация звуков. Звучащие жесты. Пластическое интонирование и движение под музыку. Пальчиковые игры |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота |
2 |
1 |
1 |
3. |
Инструменты малого ударного состава |
1 |
0,5 |
0,5 |
4. |
Орф-оркестр (инструментальный ансамбль): элементарные навыки игры в ансамбле. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением Орф-инструментов |
2 |
1 |
1 |
5. |
Метроритм. Графическое и пространственное моделирование протяженности звука. Понятие музыкальных длительностей. Короткие и длинные звуки. Сильные и слабые доли. Такт. Ритмодекламация. Выразительные свойства ритма |
2 |
1 |
1 |
6. |
Блок-флейта – знакомство с инструментом. Комплексные упражнения на формирование дыхания. «Атака» звука. Аппликатура. Приемы игры на инструменте. (Вариативная часть – региональный компонент: возможен любой другой духовой инструмент региона) |
35 |
4 |
31 |
7. |
Музыкально-театрализованные представления. Концерты |
5 |
1 |
4 |
8. |
Итого: |
48 |
9 |
39 |
Классификация звуков: шумовые и музыкальные. Поиск звуков в окружающем мире. Озвучивание различных явлений: голоса животных и птиц, шум леса, звучание механизмов и т.д. Звучащие жесты («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки и притопы. Использование «звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Пластическое интонирование: свободное дирижирование, имитация игры на музыкальных инструментах, танцевальные движения, инсценировка песен. Пальчиковые игры: Рука – образ: использование фиксированных пальчиковых образов.
2. Свойства музыкального звука
«Музыкальный цветок» – четыре свойства звука: тембр, громкость, длительность, высота. Тембр – «цветные» ассоциации восприятия «окраски» звука. Громкость – выразительный аспект понятий форте и пиано. Длительность – выразительные свойства протяженности звучания, поиск графических моделей. Высота – различные приемы пространственного моделирования звуковысотных отношений. Игры со звуками: поиск подходящего тембра, высоты, продолжительности звука, штрихов в инструментальном аккомпанементе к знакомым песенкам и пьесам.
3. Инструменты малого ударного состава
Маракас, пандейра, коробочка, колокольцы, блоктроммель, барабан, бубен, треугольник, и др. Описание внешних признаков: цвет, форма, устройство, материал, из которого изготовлен музыкальный инструмент. Исследовательская деятельность по выявлению способов звукоизвлечения. Овладение приемами игры. Формирование эталонного представления о красивом звуке при игре на инструментах малого ударного состава. Условные обозначения инструментов. Ритмические остинатные формы. Импровизация.
4. Орф-оркестр (инструментальный ансамбль): элементарные навыки игры в ансамбле
Мышечная свобода, организация моторно-двигательного аппарата. Упражнения на координацию рук. Работа с палочками. Приемы игры на ксилофоне, металлофоне: одновременная, поочередная фиксация удара; сила удара; восходящее, нисходящее движение мелодии. Латинские обозначения звуков. Индивидуальное и ансамблевое исполнение упражнений на ксилофоне и металлофоне. Коллективное музицирование на мелодических и шумовых инструментах Орф-оркестра. Импровизация.
5. Метроритм. Понятие музыкальных длительностей. Графическое и пространственное моделирование протяженности звука
Ритм как временная категория, как процесс, как «носитель» эмоционально-выразительной информации и событийности через длительности различной протяженности. Интонационная природа ритма. Получение информации о музыкальном ритме через типовые визуальные модели как носители определенного образа (животные, машины и т.д.). Метр как способ организации событийного и ритмического процессов. Формирование устойчивой способности к равномерной пульсации. Сильная и слабая доли, такт. Изобразительно-графическая и двигательно-пластическая визуализация звуков различной длительности. Слоговая система озвучивания длительностей и их графическое обозначение. Паузы различной протяженности. Пластическая форма проживания длительностей и пауз. Ритмодекламация как способ вербального воспроизведения протяженности звука. Ритмоинтонирование слов, фраз, стихов. Работа с тембром голоса. Вокализированная речь. Звуковысотные ритмические модели. Графическое моделирование различных видов пульсации: соединение зрительного ряда со слуховыми представлениями. Работа с моделями, несущими образно-смысловую нагрузку. Пластическое интонирование ритмических моделей. Ритмические сюиты (ряд ритмических заданий, объединенных единым сюжетом).
6. Свирель
Знакомство с флейтой. Сказка о флейте. Миф об игре древнегреческого бога Пана на флейте. Формирование умения правильно обращаться с инструментом. Комплексные упражнения на формирование дыхания. Развитие нижнереберного диафрагмального дыхания. Связная манера исполнения. Короткое и задержанное дыхание. Приемы цепного дыхания. «Атака» звука. Работа язычком на коротких фазах выдоха, выталкивание воздуха малыми порциями. Активизация кончика языка на согласных «д», «т». Работа со слогами «ту», «ду»; их особая форма произнесения. Игра элементарных упражнений.
7. Музыкально-театрализованные представления. Концерты
Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов.
Таблица 3
Раздел 1: Классификация звуков. Звучащие жесты. Пластическое интонирование. Пальчиковые игры |
|||||
Цель: мотивация учащихся к музицированию |
|||||
№ |
Тема занятия |
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
Материал занятия |
Дата план |
Дата факт |
1 |
Классификация звуков. |
Наблюдение за звуками в окружающем мире. Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Озвучивание различных явлений: голоса животных и птиц, шум леса, звучание механизмов и т.д. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле |
|
|
|
2 |
Звучащие жесты. |
Импровизация: использование «звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки и притопы |
Инструментовка песенного репертуара |
|
|
3 |
Пластическое интонирование Пальчиковые игры |
Имитация игры на музыкальных инструментах, танцевальные движения, свободное дирижирование, инсценировка песен. Использование фиксированных пальчиковых образов. |
Инструментовка школьного песенного репертуара |
|
|
2 Раздел Свойства музыкального звука |
|||||
Цель: способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов речи и музыкальной выразительности. |
|||||
4 |
Тембр |
Наблюдение за музыкой в жизни человека. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле Сравнение музыкальных и речевых интонации, определять их сходство и различия. |
Инструментовка школьного песенного репертуара |
|
|
5 |
Длительность |
Наблюдение за музыкой в жизни человека. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле Сравнение музыкальных и речевых интонации, определять их сходство и различия. |
Инструментовка школьного песенного репертуара |
|
|
6 |
Громкость |
Наблюдение за музыкой в жизни человека. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле Сравнение музыкальных и речевых интонации, определять их сходство и различия. |
Инструментовка школьного песенного репертуара |
|
|
7 |
Высота |
Наблюдение за музыкой в жизни человека. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле Сравнение музыкальных и речевых интонации, определять их сходство и различия. |
Инструментовка школьного песенного репертуара |
|
|
3 раздел: Инструменты малого ударного состава |
|||||
Цель: Способствовать формированию эталонного представления о красивом звуке при игре на инструментах малого ударного состава. |
|||||
8 |
Инструменты малого ударного состава |
Исследовательская деятельность по выявлению способов звукоизвлечения. Овладение приемами игры. Условные обозначения инструментов. Ритмические остинатные формы. Импровизация. |
Инструментовка школьного песенного репертуара |
|
|
9 |
Инструменты малого ударного состава |
Исследовательская деятельность по выявлению способов звукоизвлечения. Овладение приемами игры. Условные обозначения инструментов. Ритмические остинатные формы. Импровизация. |
Инструментовка школьного песенного репертуара |
|
|
4 Раздел: Орф-оркестр (инструментальный ансамбль): элементарные навыки игры в ансамбле |
|||||
Цель: Способствовать формированию мышечной свободы, организация моторно-двигательного аппарата. |
|||||
10 |
Элементарные навыки игры в ансамбле. |
Овладение приемами игры на ксилофоне, металлофоне: одновременная, поочередная фиксация удара; сила удара; восходящее, нисходящее движение мелодии. Латинские обозначения звуков. Индивидуальное и ансамблевое исполнение упражнений на ксилофоне и металлофоне. Коллективное музицирование на мелодических и шумовых инструментах Орф-оркестра. Импровизация. |
Упражнения на координацию рук. Работа с палочками. Инструментовка школьного песенного репертуара |
|
|
11 |
Элементарные навыки игры в ансамбле. |
Овладение приемами игры на ксилофоне, металлофоне: одновременная, поочередная фиксация удара; сила удара; восходящее, нисходящее движение мелодии. Латинские обозначения звуков. Индивидуальное и ансамблевое исполнение упражнений на ксилофоне и металлофоне. Коллективное музицирование на мелодических и шумовых инструментах Орф-оркестра. Импровизация. |
Упражнения на координацию рук. Работа с палочками. Инструментовка школьного песенного репертуара |
|
|
12 |
Элементарные навыки игры в ансамбле. |
Овладение приемами игры на ксилофоне, металлофоне: одновременная, поочередная фиксация удара; сила удара; восходящее, нисходящее движение мелодии. Латинские обозначения звуков. Индивидуальное и ансамблевое исполнение упражнений на ксилофоне и металлофоне. Коллективное музицирование на мелодических и шумовых инструментах Орф-оркестра. Импровизация. |
Упражнения на координацию рук. Работа с палочками. Инструментовка школьного песенного репертуара |
|
|
5. Раздел: Метроритм. Понятие музыкальных длительностей. Графическое и пространственное моделирование протяженности звука |
|||||
Цель: продолжить формирование игры на мелодических и шумовых инструментах Орф-оркестра. |
|||||
13 |
Метроритм. Ритм. |
Наблюдение за интонационной природой ритма. Получение информации о музыкальном ритме через типовые визуальные модели как носители определенного образа. Индивидуальное и ансамблевое исполнение упражнений на ксилофоне и металлофоне. Коллективное музицирование на мелодических и шумовых инструментах Орф-оркестра. Импровизация. |
Ритмические сюиты (ряд ритмических заданий, объединенных единым сюжетом). |
|
|
14 |
Метроритм. Сильная и слабая доли, такт. |
Метр как способ организации событийного и ритмического процессов. Формирование устойчивой способности к равномерной пульсации. Сильная и слабая доли, такт. Индивидуальное и ансамблевое исполнение упражнений на ксилофоне и металлофоне. Коллективное музицирование на мелодических и шумовых инструментах Орф-оркестра. Импровизация. |
Ритмические сюиты (ряд ритмических заданий, объединенных единым сюжетом). |
|
|
15 |
Понятие музыкальных длительностей. |
Наблюдение за изобразительно-графической и двигательно-пластической визуализацией звуков различной длительности. Слоговая система озвучивания длительностей и их графическое обозначение. Паузы различной протяженности. Пластическая форма проживания длительностей и пауз. Коллективное музицирование на мелодических и шумовых инструментах Орф-оркестра. Импровизация |
Ритмические сюиты (ряд ритмических заданий, объединенных единым сюжетом). |
|
|
16 |
Графическое и пространственное моделирование протяженности звука. |
Ритмоинтонирование слов, фраз, стихов. Работа с тембром голоса. Вокализированная речь. Звуковысотные ритмические модели. Пластическое интонирование ритмических моделей. Коллективное музицирование на мелодических и шумовых инструментах Орф-оркестра. Импровизация |
Ритмические сюиты (ряд ритмических заданий, объединенных единым сюжетом). |
|
|
6 Раздел: Блокфлейта (региональный компонент – любой духовой инструмент региона) (Свирель) |
|||||
Цель: Формирование умения игры на духовом инструменте свирель. |
|||||
17 |
Знакомство с флейтой и свирелью. |
Знакомство с флейтой. Сказка о флейте. Миф об игре древнегреческого бога Пана на флейте. Формирование умения правильно обращаться с инструментом. Комплексные упражнения на формирование дыхания. Развитие нижнереберного диафрагмального дыхания. |
Комплексные упражнения на формирование дыхания. |
|
|
18 |
Играем левой рукой |
Формирование умения игры на духовом инструменте Связная манера исполнения. Короткое и задержанное дыхание. Работа язычком на коротких фазах выдоха, выталкивание воздуха малыми порциями. Активизация кончика языка на согласных «д», «т». Работа со слогами «ту», «ду»; их особая форма произнесения. Игра элементарных упражнений. |
Комплексные упражнения на формирование дыхания. Приемы цепного дыхания. «Атака» звука. Игра элементарных упражнений. |
|
|
19 |
Играем по цифровой и нотной записи |
Формирование умения игры на духовом инструменте |
Комплексные упражнения на формирование дыхания. Приемы цепного дыхания. «Атака» звука. Игра элементарных упражнений. |
|
|
20 |
Играем по цифровой и нотной записи |
Формирование умения игры на духовом инструменте |
Игра элементарных упражнений. |
|
|
21 |
Играем правой рукой |
Формирование умения игры на духовом инструменте |
Игра элементарных упражнений. |
|
|
22 |
Играем двумя руками |
Формирование умения игры на духовом инструменте |
Игра элементарных упражнений. |
|
|
23 |
Играем двумя руками |
Формирование умения игры на духовом инструменте |
Игра элементарных упражнений. Подбор репертуара |
|
|
24 |
Работа над репертуаром |
Формирование умения игры на духовом инструменте |
Примерный репертуар: Василёк РНП Как под горкой под горой РНП Ветерок РНП Калинка РНП Зацвели васильки РНП |
|
|
25 |
Работа над репертуаром |
Формирование умения игры на духовом инструменте |
Примерный репертуар: Василёк РНП Как под горкой под горой РНП Ветерок РНП Калинка РНП Зацвели васильки РНП |
|
|
26 |
Работа над репертуаром |
Формирование умения игры на духовом инструменте |
Примерный репертуар: Василёк РНП Как под горкой под горой РНП Ветерок РНП Калинка РНП Зацвели васильки РНП |
|
|
7 Раздел: Музыкально-театрализованные представления. Концерты. |
|||||
Цель: подготовка и участие конкурсной и концертной деятельности. |
|||||
27 - 46 |
Работа над репертуаром |
Формирование навыков и умений работы на сцене подготовка к конкурсной и концертной деятельности |
Примерный репертуар: Василёк РНП Как под горкой под горой РНП Ветерок РНП Калинка РНП Зацвели васильки РНП |
|
|
47 |
Участие в поселковом конкурсе |
Формирование навыков и умений работы на сцене подготовка к конкурсной и концертной деятельности |
Примерный репертуар: Василёк РНП Как под горкой под горой РНП Ветерок РНП Калинка РНП Зацвели васильки РНП |
|
|
48 |
Отчётный концерт |
Формирование навыков и умений работы на сцене подготовка к конкурсной и концертной деятельности |
Примерный репертуар: Василёк РНП Как под горкой под горой РНП Ветерок РНП Калинка РНП Зацвели васильки РНП |
|
|
|
|
|
|
48 ч. |
|
В результате освоения программы у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия.
Личностные: нравственно – эмоциональная отзывчивость на основе восприятия чувств других людей, понимание основных моральных норм, таких, как честность, правдивость, отзывчивость и ответственность.
Регулятивные: умение взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности, целеустремлённость в достижении цели, установка на улучшение результатов своей деятельности и оптимистическое восприятие мира.
Познавательные: ориентироваться в тексте песни, различать куплет и припев; строить музыкальную речь с учётом артикуляционных и дикционных навыков.
Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вырабатывать умение договариваться в конфликтной ситуации, сохраняя доброжелательное отношение друг к другу.
После изучения программы обучения воспитанник сможет развить личностные качества, интерес к занятиям музыкой, эмоциональную восприимчивость, слуховую память, усидчивость, внимание, творческую активность, радостное восприятие жизни.
Таблица 4
Наименование критерия |
Показания критерия |
|
Возрастная категория |
6-15 лет |
|
Календарная продолжительность учебного года, в том числе: |
01 ноября - 31 мая 24 недели |
|
1 полугодие |
01 ноября – 31 декабря 8 недель |
|
2 полугодие |
8-9 января – 3 апреля 15 недель Резервное время 01 мая – 31 мая 3 недели |
|
Объем недельной образовательной нагрузки в часах, в том числе: |
2 учебных часа |
|
В 1 половину дня |
- |
|
Во 2 половину дня |
2 учебных часа |
|
Сроки проведения мониторинга реализации программы |
Декабрь, май текущего учебного года |
|
Летний период |
|
|
Календарная продолжительность летнего периода |
01 июня - 31 августа |
|
13 недель |
||
Объем недельной образовательной нагрузки в часах, в том числе: |
- |
|
В 1 половину дня |
- |
|
Во 2 половину дня |
- |
|
Праздничные дни |
|
|
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на учебную группу);
К – полный комплект (на каждого учащегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учащихся);
Г – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 учащихся).
Таблица 5
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
Количество |
Печатные пособия |
|
Учебное пособие по практическому музицированию |
Ф/К |
Мультимедийное оборудование |
|
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала; |
Д |
клавишный синтезатор; |
Д |
Учебно – практическое оборудование |
|
комплект элементарных музыкальных инструментов: бонги; бубен; бубенцы; глокеншпиль (колокольчики); кастаньеты; клавес (ритмические палочки); колокольчик; коробочка; ксилофон; ложки; маракас; металлофон; тамбурин; тарелки; треугольник; трещотка; |
Г |
Комплект для упражнений (колокольчик, перо, мыльные пузыри) |
К |
Блокфлейта (свирель) |
К |
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Принято считать, что контроль является так называемой "обратной связью" между педагога и учеником, тем этапом учебного процесса, когда педагог получает информацию об эффективности обучения предмету:
Цели контроля знаний и умений выполняет следующие функции: контролирующая, обучающая, диагностическая, прогностическая, развивающая, ориентирующая, воспитывающая.
1. Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.
2. Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Учащиеся не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.
3. Диагностическая функция – это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения учащихся. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
4. Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы и т.д.). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
5. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
6. Ориентирующая функция – получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
7. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Проверка побуждает учащихся более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду4.
Умение применять все функции контроля является важным навыком преподавателя в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
Принципы контроля знаний
Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным.
а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки.
б) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения; - обоснованность выделения и отбора и содержания контроля; - обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля; - организованность проведения контроля.
От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.
в) Всесторонний контроль охватывает большой по содержанию проверяемый материал. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности.
г) Регулярность - систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.
Виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый.
1) Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале учебного года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.
2) Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.
Проведение текущего контроля - это продолжение обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.
3) Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз за учебную четверть. Примером рубежного контроля могут служить концерты.
Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала.
4) Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.
Итоговый контроль - это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.
Образовательный процесс требует, определенного контроля учащихся. Контроль необходим для того, чтобы процесс учебной деятельности проходил более плодотворно, интересно и успешно.
Механизм отслеживания результатов реализации программы складывается из следующих форм подведения итогов:
При подведении итогов реализации программы также необходимо учитывать родительское мнение, результаты участия в конкурсах, фестивалях и концертах, уровень владения инструментом и умение играть в ансамбле, общую воспитанность и уровень культуры участников ансамбля,
Аттестация учащихся
Итоговый педагогический контроль проводится в виде итоговой аттестация по окончании обучения по программе.
Цель аттестации: выявление уровня развития способностей и личностных качеств учащегося, их соответствие прогнозируемым результатам программы на данном этапе обучения.
Задачи аттестации:
Возможные формы аттестации:
- контрольное занятие (сольная игра, игра в ансамбле).
- участие в конкурсах, фестивалях и концертах.
Критерии оценки:
«Высокий уровень»:
«Средний уровень»:
«Низкий уровень»:
Формы и содержание, сроки аттестации определяются педагогом, рассматриваются на заседании методического объединения.
Критериями оценки детского творчества являются:
Формы и содержание, сроки аттестации определяются педагогом на основании содержания программы, рассматриваются на заседании методического объединения.
Коллективное инструментальное музицирование направлено на воспитание интереса и любви к музыке; развитие эмоциональности детей и способности воспринимать, переживать и понимать музыку; приобретение собственного опыта музыкальной деятельности через игру в оркестре.
Занятия проходят в интересных для детей формах: театрализациях, играх, творческих заданиях. Для занятий характерна смена видов деятельности.
Перенос акцента на практическое освоение предмета отвечает реалиям современного российского образовательного пространства.
Методы обучения
Структура занятий выглядит следующим образом:
1 - дыхательное упражнение;
2 - упражнения для беглости пальцев;
3 - ритмический блок;
4 - теория музыки;
5 - элементарное музицирование;
6 - работа над техникой исполнения;
7 - работа над качеством исполнения.
Здоровье сберегающий фактор программы
Работа со свирелью способствует вентиляции лёгких. Являясь духовым инструментом, свирель способна решить вопрос дыхательных упражнений, полезных для здоровья ребёнка.
Во время игры на свирели, когда ребёнок придерживает инструмент зубами, «прозванивается» вся костная система, оказывая на организм благотворное влияние, подобное колокольному звону. Занятия со свирелью способствуют также гипервентиляции мозга.
Игра на свирелях положительно влияет на развитие памяти учащихся, чистоту интонирования и, в конечном счёте, на развитие музыкального слуха.
Игра на свирели – это дыхательная гимнастика и профилактика простудных заболеваний.
Игра на свирели способствует развитию дыхания и голосовых навыков ребёнка, развивает его музыкальный слух и музыкальную память.
Игра на свирели развивает мелкую моторику рук.
Игра на свирели активизирует работу правого полушария головного мозга.
Информационные источники, используемые при реализации программы
Методические пособия для педагога:
Перечень интернет-ресурсов:
https://svirel.biz/stati/novye-materialy-v-sbornike
https://urokimuz.ru/skachat-noty/dlya-prodvinutyh/
https://urokimuz.ru/skachat-noty/dlya-prodvinutyh/
Примерные репертуарные списки для игры в детском инструментальном оркестре (инструментальном ансамбле)
Реализация программы обеспечивается педагогом дополнительного образования, соответствующим требованиям профессионального стандарта: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки".
Важная роль в учебном процессе отводится воспитательной работе. Это беседы по этике, основам безопасности жизнедеятельности, здоровому образу жизни. Воспитательная работа начинается с обсуждения культуры поведения, сценической культуры, культуры общения между участниками коллектива.
Важную роль в духовной жизни коллектива играет концертная деятельность. Каждый концерт – это не только проверка исполнительского мастерства, а прежде всего общение, доверие, уважение между участниками вокального детского объединения.
Помощниками педагога являются родители. Работа с родителями предполагает проведение ряда мероприятий:
Таблица 6
№ |
Наименование мероприятия |
Срок проведения |
1. |
Открытые занятия |
Первое занятие месяца |
2. |
Разработка и распространение информационных буклетов (через социальные сети и через личное обращение) |
1 раз в 2 месяца |
3. |
Общение через социальные сети по организационным вопросам (приглашение родителей на мероприятия, реклама деятельности, просвещение по вопросам образования и воспитания) |
В течение месяца (по мере необходимости) |
4. |
Индивидуальные встречи с родителями, а также консультации по личным вопросам |
В течение года (по мере обращения) |
5. |
Проведение культурно-массовых мероприятий совместно с родителями (привлечение родителей, приглашения через социальные сети) |
По плану работы МБУДО «ДДТ» п. Унъюган |
6. |
Проведение, организация и приглашение родителей на концерты ДДТ |
В течение года |
7. |
Поощрение родителей на отчётном концерте ДДТ |
По итогам учебного года, при достижении высокого результата ребенка |
8. |
Родительские собрания, о деятельности объединений |
В начале и конце учебного года |
Приложение 1
Дневник педагогических наблюдений
№ |
Ф.И. ученика |
Оценка знаний детей о: |
Оценка сформированности умений |
Оценка сформированности опыта |
Сред.показ. |
||||||||||||
№1 |
№2 |
№3 |
№ 4 |
№5 |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средние показатели: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкция по заполнению дневника: оценка по каждой графе производится, исходя из степени развития оцениваемого компонента (знания, умения, опыта) по следующей градации: 0 – не выражено; 1- выражено; 2 – хорошо выражено. Чтобы вывести средние показатели в процентах, необходимо сложить все оценки по каждому ученику или каждому компоненту, умножить на 100 и разделить на 30 (по учащимся и на 50 (по компонентам отслеживания). Пример: Иванов Саша – 17 х 100 : 30 = 56,7 %. Или умение № 1 - правильного певческого дыхания, звукообразования, дикции и артикулирования – 38 х 100 : 50 = 76 %.
Компоненты отслеживания – приложение к дневнику апробации (педагогических наблюдений)
Знания о:
№ 1 - графических изображениях нотных знаков, элементах нотного письма;
№ 2 - музыкальной форме: куплетной, одночастной, двухчастной, трехчастной, рондо и других;
№ 3 - жанрах народных песен: хороводных, величальных, колыбельных, игровых, колядках, щедривках, закличках и др.;
№ 4 - народных календарных праздниках;
№ 5 - основах музыкальной культуры народов мира, песенном фольклоре, музыкальных инструментах, народных костюмах, традициях, обычаях и обрядах.
Умения и навыки:
№ 1 - правильного певческого дыхания, звукообразования, дикции и артикулирования;
№ 2 - петь свободным, естественным звуком;
№ 3 - исполнять хоровые произведения разных форм и жанров;
№ 4 - воспринимать музыку различных жанров, эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства, выражая свое отношение в различных видах музыкально-творческой деятельности;
№ 5 - ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
Опыт:
№ 1 - опыт собственной музыкальной деятельности;
№ 2 - устойчивый интерес к деятельности в области музыкального искусства;
№ 3 - опыт совместной творческой деятельности;
№ 4 - опыт применения полученных знаний в практической музыкальной деятельности
№ 5 - опыт воплощения художественно-образного содержания и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, действиях и др.).
Первый уровень результатов. Дети лучше адаптируются в социальной жизни общества, приобретают необходимые навыки поведения в обществе в целом и в обществе сверстников.
Второй уровень результатов. При изучении и исполнении песенного репертуара обучающиеся получают опыт эмоционального переживания, начинают позитивно относиться к таким базовым ценностям как человек, природа, семья. Отечество, мир, знания, труд и культура; дети в коллективе приобретают опыт ценностного отношения к социальной реальности.
Третий уровень результатов. Занимаясь в коллективе обучающиеся получают опыт самостоятельных публичных выступлений на тематических и отчётных концертах, школьных праздниках, родительских собраниях и линейках.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1.Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2.Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе, тембровые возможности синтезатора.
Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ
В музыкальных инструментах флейтового типа звук рождается от струи воздуха, рассекаемого острым краем стенки ствола, что приводит к колебанию воздушного столба, заключенного в трубке, колебания которого и воспринимаются как звук. Именно одинаковый способ звукообразования у свирели, сопели, блокфлейты, флейт различных разновидностей и позволяет объединить все эти инструменты в общую группу. Высота звука, а, следовательно, и строй инструмента, зависит от величины столба, а изменяется высота звука его делением: для этой цели и служат отверстия в стволе инструмента, которые закрываются пальцами или клапанами. Еще один способ изменения высоты звука на флейтовой группе инструментов – передувание, то есть более интенсивная подача струи воздуха в инструмент. Наиболее опытные исполнители способны выстроить натуральный звукоряд с помощью передувания, используя лишь один звук (то есть ряд: ч.8 – ч.5 – ч.4 – б.3. – м.3 – б.2 и т.д.). Для начинающих же достаточно передувания на октаву. Тембр свирели мягче, чем у флейты, немного свистящий, у пластмассовой свирели звук более громкий, чем у деревянной. Тембр звонче и очень зависит от разыгранности каждого конкретного инструмента.
ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ И САНИТАРИИ
Свирель – музыкальный инструмент индивидуального пользования. Даже если ученик играет на школьном инструменте, то он должен храниться в отдельном пакете и быть надписан. Идеально каждому ученику класса надо иметь домашнюю и классную (запасную) свирель. После окончания занятий свирель моется теплой водой (благо пластмасса это позволяет, что выгодно отличает свирель Смеловой от прототипов), можно объяснить детям, что от мытья свирель будет играть лучше. Мыть надо отдельно мундштук и ствол. Далее следует высушить детали свирели, и лишь затем спрятать в специальный пакет. Хорошо бы для хранения использовать холщевые мешочки, однако это требует родительской заинтересованности в занятиях детей. Свирель нельзя ронять, бросать, стучать ею (не использовать для простукивания ритма!). Пластмасса относительно хрупкий материал и ее можно расколоть. Но кроме того, при ударах теряются звуковые качества свирели, нарушается строй. При условии соблюдения элементарных правил хранения свирель может служить не один год.
ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА ПРИ ИГРЕ НА СВИРЕЛИ
Лучше для звукоизвлечения играть стоя, но для организации дисциплины на уроке целесообразно посадить детей. Положение тела должно быть естественным, ненапряженным. Нельзя закидывать назад или опускать вниз голову, так как в этом случае будет неправильное направление струи воздуха, что не замедлит сказаться на качестве звучания. Руки должны быть свободны: нельзя прижимать их к бокам, так как это может затруднить дыхание, а далеко отставленные они будут способствовать быстрой утомляемости ребенка.
ПОСТАНОВКА СВИРЕЛИ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ
Свирель берется за кончик правой рукой и под углом в 45 градусов подносится ко рту. В отличие от всех остальных деревянных инструментов кончик мундштука свирели рекомендуется брать не губами, а зубами, что предотвратит возможное заглатывание детьми мундштука, особенно когда речь идет о работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста. Отверстия следует закрывать полностью подушечками пальцев: верхние три – указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, а нижние три – пальцами правой руки. Такое положение рук приучает детей к правильной постановке и не потребует переучивания при переходе к обучению на поперечной флейте. Для полного закрывания отверстий можно предложить ряд упражнений и приемов. Прием ощупывания отверстий, то, что Монтессори называет «видеть без глаз» (5, с. 99). Давать задание детям закрыть, не глядя на свирель, 1, 2, 3 и т.д. отверстия. Как проверить, полностью ли закрыты дырочки? А для этого надо сильносильно сжать свирель, а потом посмотреть на подушечки пальцев – если на них отпечатались кружочки, то все в порядке, а если нет, то упражнение надо повторить. Но вот первые понятия усвоены, и можно переходить к игре на свирели. Осталось подключить дыхание.
ДЫХАНИЕ
Для игры на духовых инструментах дыхание очень важно, так как именно выдыхая, исполнитель рождает звук. Поэтому важно научиться правильно вдыхать, а главное, выдыхать воздух в инструмент. Во время игры на свирели пользуются певческим дыханием. Путем 14 тренировок объем дыхания значительно увеличивается. Можно предложить детям ряд дыхательных упражнений перед началом игры на свирели. Дети охотно отзываются на игру в дыхание. Упражнения. 1) Глубокий, медленный вдох через рот и быстрый резкий выдох через нос. 2) Быстрый вдох через нос и медленный спокойный выдох ртом. 3) Вдох и выдох ртом, носом с чередованием времени и характера дыхания. 4) Тренировка медленного выдоха, с прерыванием, остановками. При работе над правильным дыханием необходимо помнить, что учащийся никогда не должен играть до полного выдыхания воздуха, так как это отражается не только на качестве звука, но и вредит здоровью и производит неприятное впечатление у слушающих.
О КАЧЕСТВЕ ЗВУКА
Звучание инструмента зависит от исполнительских навыков ученика. Он должен знать и понимать, что на одном и том же инструменте у разных людей может получиться разный звук. Все будет зависеть от его желания, внимания и находчивости. В многочисленных пособиях, посвященных методике игры на деревянных духовых инструментах, список которых приводится ниже (23–31), есть немало интересных и полезных для педагога рассуждений, как, например, вывод о том, что интонационная точность исполнения зависит от слышания внутренним слухом того, что должно быть исполнено. В музыкально-педагогической литературе немало интересных наблюдений о штрихах и способе их исполнения, об артикуляции и т.д.
возможные недостатки исполнения:
· звуковые дефекты;
· технические промахи;
· ритмическая неточность;
· отсутствие умения слышать в коллективе голос своего инструмента;
· неумение расчленить элементы музыкальной формы;
· непонимание стиля;
· бессодержательность исполнения.
Все эти недостатки встречаются и в работе со свирелью. Учитель должен иметь в виду возможность этих ошибок и стараться их предупредить.
Главные установки
Свирель берется за кончик правой рукой и под углом в 45 градусов подносится ко рту. В отличие от всех остальных деревянных инструментов кончик мундштука свирели рекомендуется брать не губами, а зубами, что предотвратит возможное заглатывание мундштука, особенно когда речь идет о работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста. Отверстия следует закрывать полностью подушечками пальцев: верхние три – указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, а нижние три – пальцами правой руки. Такое положение рук учит детей правильной постановке и не потребует переучивания при переходе в обучении на поперечную флейту. Для полного и плотного закрывания отверстий можно предложить использовать прием ощупывания отверстий, то, что Монтессори называет упражнением «видеть без глаз». Давать задание детям: не глядя на свирель закрыть 1, 2, 3 отверстия и т. д. Активизирует эту работу привлечение элементов «пальчикового теат- 6 ра», а также русских народных попевок, потешек с проговариванием-пропеванием на одном звуке. «Непослушность» пальцев надо устранять, занимаясь развитием мелкой моторики руки.
Одно из полюбившихся упражнений – на русскую скороговорку: Мальчик с пальчик, где ты был? (большой палец «кланяется») – С этим братцем в лес ходил (указательный палец). – С этим братцем щи варил (средний). – С этим братцем кашу ел (безымянный) – С этим братцем песни пел (мизинец). Но вот первые понятия усвоены, и можно переходить к игре на свирели. А для этого необходимо подключить дыхание. Во время игры на свирели используется певческое дыхание: никаких отдельных специальных установок здесь не требуется! Это важно!! Главное – не усложнять: пропели – сыграли – еще точнее и чище пропели. Путем тренировок объем дыхания значительно увеличивается. Можно предложить ряд дыхательных упражнений перед началом игры на свирели, которые следует применять на всем протяжении обучения. Дети охотно отзываются на игру в дыхание.
Упражнения для дыхания
В основе создаваемых педагогом игровых ситуаций лежат следующие действия.
1. Глубокий медленный вдох через рот и быстрый резкий выдох через нос.
2. Быстрый вдох через нос и медленный спокойный выдох ртом.
3. Вдох и выдох ртом, носом с чередованием времени и характера дыхания.
4. Тренировка медленного выдоха, с прерыванием, остановками.
Эти упражнения, для большей заинтересованности детей, можно облечь в игровую форму, создавая те или иные ситуации: надуваем шарик или мяч, появилась дырочка и шарик начал сдуваться, лопнул;
перышко лежит на ладони – каким дыханием надо его сдуть, чтобы оно плавно опустилось на пол? А взлетело вверх? А закружилось в воздушном вихре?
Мы все превратились в гномиков и играем с большой свечой – нам надо ее задуть, наклонить пламя, подуть так, чтобы пламя чуть-чуть затрепетало и т.д. При небольшой группе (не более 15 человек) можно провести занятия не только с воображаемой свечой, но и с настоящей.
Цель всех дыхательных упражнений – помочь детям осознать характер собственного выдоха. При работе над правильным дыханием необходимо помнить, что учащийся никогда не должен играть до полного выдыхания воздуха, так как это отражается не только на качестве звука, но и вредит здоровью, а еще производит неприятное впечатление на слушающих.
Звукоизвлечение
Ученик должен знать и понимать, что на одном и том же инструменте у разных людей может получаться разный звука. Все будет зависеть от желания, внимания и находчивости. В частности, интонационная точность исполнения зависит от слышания внутренним слухом того, что должно быть исполнено. С первого дня приобретения свирели дети должны хорошо усвоить правила санитарии и хранения инструмента. Свирель – индивидуальный музыкальный инструмент, и ни под каким видом нельзя его передавать из уст в уста. После занятий инструмент разбирается, моется отдельно мундштук и ствол, сушится и прячется в собственный пакет или холщовый мешочек, который каждый шьет сам, проявляя собственную изобретательность. Цель – чтобы свирель всегда была чистой и сухой. Для того, чтобы соблюсти правила санитарии при игре на свирели, необходимо пометить каждую свирель: это могут быть переводные картинки, наклейки, полоска лейкопластыря с указанием имени и фамилии и т.д., чтобы ребенок сразу узнавал свой музыкальный инструмент и не мог его ни с кем поменять. При желании членов родительского комитета можно выгравировать на свирели имя и фамилию ребенка – если информация наносится на поверхность ствола, не нарушая его целостности, то на звук это не влияет.
Метроритмические упражнения
можно проводить с детьми, введя два понятия – метра и ритма:
В работе могут быть использованы всевозможные музыкально-ритмические игры: «Эхо», «Повтори ритм», «Простучи ритм мелодии», «Узнай мелодию по ритму» и т. д. С первых уроков надо всячески содействовать детским музыкальным фантазиям, предлагая импровизировать на каждом этапе работы. И проще всего начинать с сочинения и воспроизведения ритма.
Импровизация.
В основе звукотворчества должно лежать слышание детьми окружающего их мира. На первых порах это изображение голосов птиц и животных, передача в звуках имен и отдельных интонаций. Научить детей слышать окружающий мир и воспроизводить услышанное, на свирели – одна из интереснейших задач практического музицирования. Создание мелодии на заданный текст уже предполагает наличие определенного ритма стиха. Поэтому ребенку остается только досочинить мелодию. Образцами же для него служат народные попевки, в которых раскрываются основные законы музыкальной композиции: повторность и развитие. В работе над импровизациями самое важное – не сковать детскую инициативу, дать им почувствовать радость творчества, радость самостоятельного музыкального мышления. А ведь это и есть игра – игра в звуки! Для стимулирования импровизационности мышления детей педагог сам должен проявлять творческую активность. Так, к примеру, аккомпанируя детям во время звучания птичьих голосов, надо внимательно отнестись к фактуре аккомпанемента, чтобы он отражал характер каждой птички.
Прием передувания.
Передувание – это прием, которым пользуются все исполнители на духовых инструментах. Вследствие изменения силы подачи струи воздуха в ствол свирели, выстраивается натуральный звукоряд: ч.8 – ч.5 – ч.4 – б.3 – м.3 – м.3 – б.2 и т.д. На некоторых музыкальных инструментах, например, горне, играют исключительно за счет передувания. Первоначальный этап освоения передувания – это игра песен и попевок с единичным включением громкой 6. В связи с обозначением 6 на передувании – f6 – вводим детям понятия: Forte и Piano.
Знаки альтерации
на свирели – это высший пилотаж исполнительства и поэтому лишь немногие дети освоят его. Ведь свирель – это только небольшой этап в работе с детьми по практическому музицированию, это донотный период в обучении, то есть длящийся недолго, от двух-трех месяцев до полугода. Если есть возможность для перехода детей в их исполнительской деятельности к освоению звукарика, блокфлейты или флейту, фортепиано или иных музыкальных инструментов, то можно и не рассматривать возможности игры на свирели хроматизмов, так как довольно сложно добиться идеального звучания мелодий со знаками альтерации. Но, тем не менее, это очень интересный этап работы, так как при его освоении 12 значительно расширяются возможности исполнителя. Заметим лишь одно – мелодии диапазона децимы можно почти все переложить для свирели! Диатонические звуки на свирели (соль мажор): 0 = до; 1 = си; 2 = ля; 3 = соль; 4 = фа #; 5 = ми; 6 = ре .
Этот веб-сайт использует файлы cookie для повышения удобства работы с веб-сайтом. Переход по ссылке на наш веб-сайт или работа на веб-сайте подразумевают согласие со сбором данных посредством файлов cookie.